“Новая христианка”

Крещение было отложено до времени, когда матушка окрепнет и будет в силах принять гостей. По христианскому обычаю, оно должно было быть большим праздником, на которое были приглашены все толмачевцы. Это событие произошло в воскресенье, 5-го июля, после вечерни. После обычного вечернего богослужения Батюшка как всегда вышел говорить, но на этот раз темой своей беседы он взял таинство св. Крещения. Он подробно истолковал нам чин этого таинства, разобрал все обряды, при этом совершаемые, объяснил смысл каждого слова, каждого движения. Все было ново и очень интересно. Само крещенье должно было совершиться очень торжественно, по полному уставу. «Не потому, что я крещу мою дочь, а затем, чтобы показать, как серьезно должны относиться христиане к этому Таинству», — говорил Батюшка. «Так же торжественно и полно можно было бы совершать крещенье каждого ребенка, если, к сожалению, не господствовал бы взгляд на это, как простую формальность, которая, чем скорее пройдет, тем лучше».

Началось Крещение. Оно совершалось не в приделе, как обычно, а по уставу в трапезной церкви. Крестным отцом был Федор Григорьевич Пономарев, а крестной матерью — Клавдия. Во время огласительных молитв, обращаясь к ним с вопросами, Батюшка требовал вполне ясного ответа, а затем заставил их обоих прочитать по очереди громко «Верую». Затем всем присутствующим были розданы горящие свечи. Батюшка облачился в белые ризы и торжественно, «высочайшим гласом», возгласил: «Благословенно царство». Хор запел псалом «Блажени их же оставишася беззакония и ихже прикрышася греси». Пели его трижды с подъемом, с воодушевлением. Вообще было дивно хорошо. Торжественен был момент, когда младенца обносили вокруг купели, и не псаломщик, а весь хор пел воодушевленно: «Ризу мне подаждь светлу»… Чувствовалось, что действительно совершается великое таинство сочетания человеческой души с Христом. «Поздравляю вас всех с новым членом церкви, с новой христианкой», — радостно сказал Батюшка после окончания таинства. Мы все по очереди подходили к нему, поздравляли, а затем шли к Клавдии, державшей на руках новую христианку. Тихая, беленькая лежала она в крестильной рубашечке, с розовыми ленточками, которую на нее надели как подобает. В храме она вела себя все время «по-христиански» и заплакала только один раз, когда Батюшка опустил ее в купель. А дома нас ожидала матушка, светлая и радостная. Все поздравляли ее с дочкой, с новой «толмачевкой». «Бог знает, — говорила матушка, укладывая свою спящую дочку в колясочку, — может быть я только для того и на свете жила, что нужно было родиться Маше».



Поделиться:

Вера Владимировна Бородич

Vera Borodich tРодилась она в 1905 году в Москве в семье служащего. Училась в гимназии, окончила среднюю школу, Ленинградский государственный университет (факультет языкознания), аспирантуру. Вера Владимировна Бородич стала видным специалистом по славянским языкам.

Вот как вспоминает сама Вера Владимировна о том, как она стала прихожанкой Толмачевского храма:  

«Двенадцати лет стала я интересоваться религией, ходить в церковь, читать Евангелие. С шестнадцати лет ходила в храм Христа Спасителя, познакомилась с отцом Александром Хотовицким* и стала его духовной дочерью. После его ареста в 1922 году я осталась без духовного руководства, охладела к религии, однако ненадолго.

Подробнее...

Оглавление