О хоре под руководством засл. артиста России А.А. Пузакова
Православное богослужение немыслимо без церковного пения, без хора. Бывает так, что в ином маленьком храме поют два- три человека. Но зависит от этих двух-трех певчих невероятно много. Человек на клиросе вольно или невольно постигает богослужение изнутри. Его восприятие- это восприятие особое. Он изначально призван не только получать, но и сразу отдавать другим, помогать в духовном труде, в
раскрытии глубинного смысла всего происходящего в храме. Церковное пение- это служение. Служение величественной красоте Православия, которое несет духовные дары. Не случайно Господь ставит на клирос талантливых людей. Этот Божий подарок надо уметь ценить и приумножать.
В начале девяностых годов прошлого века при поддержке настоятеля храма-музея Св. Николая в Толмачевском переулке протоиерея Н. Соколова и сотрудников Третьяковской галереи был основан церковный хор В 1994 году он стал называться Свято-Никольский хор Храма Св. Николая в Толмачах. Регентом хора был назначен А. Пузаков- ученик выдающегося хорового дирижера Н.В. Матвеева. Под началом знаменитого московского регента Алексей Пузаков управлял левым клиросом в храме « Всех Скорбящих Радостей» на Б. Ордынке. Затем регентовал в храме «Воскресения Словущего» на Ваганьковском кладбище, где состоялось знакомство с о. Николаем Соколовым, который в 1992 году стал настоятелем Храма при Третьяковской галерии. Притоиерей Н. Соколов пригласил работать в храме на ниву церковного пения регента Пузакова.
Это стало настоящим подарком для молодого талантливого человека - наследника замечательных традиций русского православного пения, отечественной хоровой школы. С самого начала церковного служения на ниве хорового пения в Храме в Толмачах Алексей Пузаков строил свою работу по его словам : « Оглядываясь на годы соработничества с Матвеевым, которые навсегда отложились в сознании и стали основой, краеугольным камнем, на котором я до сих пор строю свое церковное служение и творчество. Таинственный мир- мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры певчие постараются донести до стоящих на молитве в храме прихожан».
«Дорогу осилит идущий» - таков был настрой молодого регента и певчих в начале служения 20 лет тому назад.
Прихожанам храма Св. Николая в Толмачах несказанно повезло. Изначально в хор были привлечены профессиональные музыканты, которые с огромным терпением учились церковному хоровому пению под руководством А. А. Пузакова, а он в свою очередь бережно продолжил и преумножил уникальную исполнительскую линию и традицию русской духовной музыки.
Молодой регент дал понимание хорового пения в храме. Одним из главных условий которого является то, что в церковном пении мелочей нет. Дисциплинарное пение исключительно по руке регента, четкая артикуляция, чувство ансамбля, умение слушать партнеров, умение держать партию.
Хор под управлением Алексея Александровича стал частью того инструмента, или лучше сказать организма, с помощью которого церковь служит Богу. Хор- это труждающиеся в храме.
«Я пою в церковном хоре»- произносит каждый из музыкантов коллектива, которым регентует А.А. Пузаков. Значение этих слов можно заменить на словосочетание; « Мое служение в церкви- это пение в хоре». И это служение приносило и приносит достойные дары.
Прекрасный хор дал храму Св. Николая в Толмачах возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих русских композиторов- титанов русской и мировой музыкальной культуры. Традиция исполнения в храме произведения Чайковского «Литургия Иоанна Златоуста» ежегодно в годовщину смерти композитора (в советское время не исполнявшаяся в каких- либо светских музыкальных учреждениях, равно как и в храмах) была восстановлена регентом А.А. Пузаковым в 2009 году. Поклонники творчества гения русской музыки приносили и приносят слова благодарности руководителю Свято-Никольского хора.. В память о Рахманинове ежегодно в одну из суббот Великого Поста в стенах храма звучит «Всенощная». Вряд ли исполнение этих шедевров оставляет кого-то равнодушным. Создается ощущение, что ты находишься в каком-то другом благодатном мире, а не на земле. Многие прихожане, даже те, у которых нет музыкального образования мечтают присоединить к стройному звучанию церковного хорового пения и свои голоса. Исполнение произведений титанов русской музыки в стенах храма- это возрождение духовного наследия « Главного учителя- Николая Васильевича Матвеева- регента храма на Б.Ордынке. Под влиянием его творчества я сформировался, как музыкант»- в одном из интервью сказал засл. Артист России А.А. Пузаков..
Но вместе с тем, возрождая старые традиции, руководитель хора при Храме Св. Николая в Толмачах и его коллектив вели поиски, учились составлять новые композиции. Церковное искусство должно развиваться в разных направлениях, эволюционным путем, правильность которого проверяется искренностью, глубокой верой и непрекращающейся молитвой.
Благодарные прихожане все годы в своих молитвах вспоминают талантливых людей, стоящих на клиросе. Они отдавали и отдают свои силы на служение в Церкви. Их творчество воплощает живую связь веков и поколений музыкантов. Эти люди научили прихожан по словам Святителя Филарета «Чувствовать дух церковного пения».. Хор доносит на богослужениях до нашей души то наследие, которое было создано нашими предками молитвой и живой верой.
Певчие Свято Никольского хора обладают точным знанием богослужебной традиции и редкой манерой исполнения, восходящей к принципам Московской Синодальной школы. Это проявляется в глубине постижения произносимого текста и в искренней манере звучания.
Свято_Никольский хор Государственной Третьяковской галереи- единственный в Москве музыкальный коллектив, который ведет не только концертную, но и просветительскую деятельность, участвуя в открытии выставок, лекционной и экскурсионной и научной деятельности Третьяковской галерее.
Его знают и любят за пределами России. Первое зарубежное выступление хора состоялось в апреле 2002 года на открытии первого фестиваля русской культуры в Великобритании. Исполнение русских духовных песнопений в Лондонском соборе св. Павла, в присутствии членов Британской Королевской семьи и Архиепископа Лондон кого поразило знатоков и обычных слушателей, тем как мощно и проникновенно под величественными сводами главного собора Великобритании прозвучала « Всенощная» Рахманинова. Зрителей поразило богатство оттенков в исполнении и «единое дыхание» хора домового Храма Св. Николая при Третьяковской галерии. «Их голоса созвучны самому времени от высочайших ангельски взлетающих сопрано до почти невероятных по глубине басов» -, писала «Таймс».
В год 150-летия основания сокровищницы русского искусства- Государственной Третьяковской галерее, Свято-Никольский хор представил ряд концертов, приуроченных к этой славной дате. Как известно в доме П.М. Третьякова часто звучала музыка. Одним из самых любимых композиторов основателя московской галерии был Иоганн Себастьян Бах. В марте 2006 г. в день рождения великого композитора хор представил на суд слушателей одно из самых значительных произведений Баха «Страсти по Иоанну». Концерт состоялся в дни Великого Поста, исторически традиционного времени исполнения «Страстей».
6 июля 2006 года в день празднования в честь Владимирской иконы Божьей Матери, чудотворный образ которой в последние годы пребывает в стенах храма- музея Св. Николая в Толмачах, хором впервые была исполнена Литургия Митрополита Иллариона. На богослужении присутствовали представители высшего духовенства. Они высоко оценили произведении Владыки и исполнение его певчими хора.
20 лет тому назад Господь милостью своей даровал москвичам возможность войти в двери вновь открытого храма (после долгих лет забвения) - домового храма семьи московского мецената П.М. Третьякова Св. Николая. Храм восстал из пепла, как сказочная, дивная птица Феникс. Он стал одной из жемчужин в ожерелье храмов Московской Епархии. По молитвам духовенства и прихожан возродилась приходская жизнь знаменитого московского храма. Свято Никольский хор при нашем храме славится на всю Первопрестольную. В стенах храма с клироса восходят к небу древние напевы- церковное достояние, духовная музыка русских композиторов Бортнянского и Чеснокова, Исполняется служение певчих хора на благо Церкви Православной «с неослабленным вниманием, сохраняя церковное пение без повреждения, с простотою и умилинием» (С. Филарет Московский).
Из Богослужения Владимирской иконе Божией Матери
1. Приидите поклонимся (Обиход)
2. Благослови душе моя Господа (П. Чесноков)
3. Блажен муж (М. Ипполитов-Иванов)
4. Две стихиры 4-го класса на Господи воззвах (Обиход)
5. Догматик 6-го гласа: Кто тебе не ублажит (прот. П. Турчанинов)
6. Свете тихий (А. Кастальский)
7. Стихира Призри на ны всепетыя Богородице (А. Львов)
8. Ныне отпущаеши (Б. Феоктистов)
9. Малое словословие (А. Кастальский)
10. Бог Господь... и тропаль Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)
11. Хвалите имя Господне (А. Архангельский)
12. Величание Владимирской иконе Божией матери (Обиход)
13. От юности моея (Знаменный роспев)
14. Прокимен богородичен (Обиход)
15. Стихара по 50-м псалме: Готовися Всечестный Граде Москва
16. Канон Владимирской иконе Божией Матери (Ирмосы П. Чеснокова)
17. Величит душа моя Господа (А. Туренков)
18. Канон (окончание). Песнь IX. Ирмос: Всяк земнородный
19. Великое славословие (А. Кастальский)
Божественная Литургия Свт. Василия Великого Архиепископа Кессарии Каппадокийского (Период Великого Поста)
1. Приидите поклонимся (Обиход)
2. Благослови душе моя Господа (П. Чесноков)
3. Блажен муж (М. Ипполитов-Иванов)
4. Две стихиры 4-го гласа на Господи воззвах (Обиход)
5. Догматик 6-го гласа: кто тебе не ублажит (прот. П. Турчанинов)
6. Свете тихий (А. Кастальский)
7. Стихира Призри на ны Всепетая Богородице (А. Львов)
8. Ныне отпущаеши (Б. Феоктистов)
9. Малое славословие (А. Кастальский)
10. Бог Господь... и тропаль Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)
11. Хвалите имя Господне (А. Архангельский)
12. Величание Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)
13. От юности моея (Знаменный роспев)
14. Прокимен богородичен (Обиход)
15. Стихира по 50-м псалме: готовися Всечестный Граде Москва
16. Канон Владимирской иконе Божией Матери (Ирмосы П. Чеснокова)
17. Величит душа моя Господа (А. Туренков)
18. Канон (окончание). Песнь IX. Ирмос: всяк земнородный
19. Великое славословие (А. Кастальский)
Семь песен о Боге
1. Пролог
2. Песнь первая: "Господу видней"
3. Антифон I
4. Песнь вторая: "Обещанный день"
5. Антифон II
6. Песнь третья: "Серебро Господа моего"
7. Антифон III
8. Песнь четвертая: "Еще один раз"
9. Антифон IV
10. Песнь пятая: "Сокол"
11. Антифон V
12. Песнь шестая: "Дубровский"
13. Симфоническая схолия
14. Антифон VI
15. Песнь седьмая: "День радости"
16. Эпилог
Музыкальный вечер императрицы Марии Александровны
1. Бортнянский Д. С. "Живый в помощи Вышняго"
2. "Под твою милость" Соло с хором
3. Львов А. Ф. "Вечеря Твоея"
4. Коченовский И. "Взбранной Воеводе"
5. Бортнянский Д. С. "Канон Андрея Критского" в 5 частях
6. Бортнянский Д. С. Концерт для хора №32 (с фугой)
7. Херувимская песнь
8. Бортнянский Д. С. "Достойно есть"
9. Бортнянский Д. С. "Да воскреснет Бог"
10. Бах И-С. "Твоя Любовь дает покой"
11. Шуберт Ф. "Серенада"
12. Шуберт Ф. "Осенняя песня"
13. Рубинштейн А. Г. "Баркарола" музыкальный портрет имп. Марии Александровны (фортепиано)
Поделиться: |