В данном сказании проявилась попытка объединить основные сведения о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы на основании текстов летописей, сказаний и других архивных материалов. По возоможности, даже в случае перевода текста на современный русский язык составитель попытался сохранить стилистику первоначального текста. Поскольку целью этого сборника было нравственное назидание, но не историческое исследование, ссылки на источники преднамеренно опущены. Работа не претендует на полноту изложения и требует дальнейших исследований.
Первое упоминание о Владимирской иконе Богоматери в русских летописных источниках связано с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и находится в летописи Боголюбского монастыря.
Лаврентьевская летопись, повествуя об основании княжеского стола в северных землях, говорит, что в 1153 году ушел князь Андрей из Киева от отца своего в Суздаль и принес икону Пресвятой Богородицы, которую привезли из Царьграда.
Это повествование дополняет «Сказание о чудесах Пресвятой Богородицы Владимирской» (литературный памятник последней четверти XII века. По мнению С. Соловьева, он принадлежит руке самого князя Андрея Боголюбского). В 1155 году князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород во владение своему сыну князю Андрею. Но князь Андрей уже помышлял основать на севере новое, независимое от Киева, владение. Задолго до того, как уйти в северные земли, он услышал об иконе Божией Матери, привезенной из Константинополя, и о том, что икона трижды сходила со своего места, как бы показывая тем самым, что Царице Небесной угодно избрать новое место для Своей иконы. Услышав об этом, благоверный князь подумал: не в северных ли землях то место, где угодно пребывать иконе Божией Матери? Желая испросить Божие благословение на основание независимого княжества в Ростовско-Суздальских землях, князь Андрей отправился в Вышгородский монастырь, где со слезами молился перед иконой Богоматери, прося Ее быть заступницей Ростовской земле и новопросвещенным людям. В 1155 году, без ведома отца, князь Андрей покидает Вышгород, взяв с собой чудотворную икону Божией Матери.
Многими чудесами и знамениями сопровождался путь иконы Царицы Небесной. Недалеко от реки Яузы, князь послал проводника проверить брод. Но как только проводник спешился с лошади, то стал увязать в илистом дне. Никто не мог ему помочь. Видя его неминуемую гибель, благоверный князь стал усердно молиться перед иконой: «Пресвятая Владычица наша Богородица, буду повинен в его смерти, если Ты не спасешь его». Тотчас человек смог выбраться из речной пучины и, вскочив на лошадь, добрался благополучно до берега. Князь, одарив его, отпустил домой.
Переправившись через Яузу, проходили Рогожские поля. Супруга священника Николая, ехавшая с княжескими спутниками, сошла с повозки. В это время внезапно взбесившийся конь, сбросив с себя возницу, поломал ему ногу. Попадья же, оказавшаяся под копытами лошади, запутавшейся в одежде несчастной женщины, лежала замертво. Об этом рассказали самому священнику Николаю, и тот, обратившись к иконе Богоматери, воскликнул: «Госпожа, Пречистая Богородица Владычица, неужели не можешь избавить от смерти умершую?» Сейчас же конь высвободился, а женщину нашли живой, причем на теле ее не осталось и следов ударов копыт.
В продолжение пути, недалеко от Владимира, лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Меняли лошадей и даже икону переставили на сани, но ничего не помогало – ни один конь не смог сдвинуть саней с места. Князь Андрей назвал это место Боголюбимым, потому что Богоматерь возлюбила его, и построил здесь две каменные церкви во имя Богородицы и заложил город, который назвал Боголюбов. Здесь икона Богоматери оставалась некоторое время до построения храма во Владимире.
В 1158 году князь Андрей приступил к построению во Владимире каменной церкви в честь Богоматери. Через два года церковь была построена и великолепно украшена. Вот как говорит об этом летописец: «Этот храм был украшен с щедростью изумительной; пять куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебряные вызолоченные, ризы на иконах из золота, украшены жемчугом, священнические ризы шиты золотом». И сама чудотворная икона была богато украшена окладом из золота, серебра с драгоценными камнями и крупным жемчугом. Одного золота употреблено было на украшение иконы более тридцати гривен.
Построив храм во Владимире, князь Андрей в 1160 году перенес в него из Боголюбова чудотворную икону Богоматери, и с тех пор она стала именоваться Владимирскою.
Много чудес и знамений совершилось здесь от чудотворной Владимирской иконы. И сам князь Андрей скоро испытал силу благодатной помощи Богоматери своему народу и своему княжеству.
В 1164 году была построена церковь Благовещения на Золотых воротах. Эти каменные ворота с московской стороны были важным оборонительным узлом в линии новых городских стен. Князь спешил завершить постройку к празднику, поэтому известь не успела засохнуть должным образом, и во время праздника, когда народ сошелся на торжество, петли, державшие ворота, вывалились из стены, и двенадцать человек были придавлены створками ворот. Услышав об этом, князь со слезами молился перед иконой, обвиняя себя в смерти несчастных. Но когда смогли поднять ворота, то увидели всех заваленных живыми и здоровыми.
В год освящения Золотых ворот князь Андрей совершил поход на волжских болгар, взяв с собой по обычаю чудотворную икону Владимирскую. Перед сражением князь и все воины коленопреклоненно молились пред чудотворным образом Божией Матери, прося Ее быть им Покровом и Помощницей в предстоящей битве. Упование на Богоматерь не подвело князя Андрея. Укрепляемый силой Божией, он одним сражением рассеял болгар и далеко преследовал их. Возвращаясь из погони с конницею, он увидел, что его пехота стоит под княжеским стягом, вокруг победного знамени – Владимирской иконы. Князь Андрей и все воины с радостью вознесли хвалу и благодарение Царице Небесной. В тоже время все увидели, как свет исходит от икон Спасителя и Божией Матери и озаряет весь полк. В этот день одержал победу над сарацинами и греческий император Мануил, который также видел свет, исходящий от Креста Господня. В память о чудесах и славных победах, дарованных православным воинам благодатной помощью Божией, в этот день 1 августа (14 августа по н. ст.) было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В 1175 году благоверный князь Андрей Боголюбский был убит мятежниками. Тело его несколько дней лежало без погребения, а чернь, подстрекаемая убийцами, грабила Боголюбов и Владимир. Священник Николай, привезенный князем Андреем из Вышгорода, стал ходить по городу с Владимирской иконой Божией Матери – и мятеж утих. Владимирцы, любившие князя Андрея, позаботились о погребении и с честью похоронили его в соборном Владимирском храме.
По смерти князя Андрея Владимирский престол пытался занять его брат Михаил. Но между ним и его племянниками Ярополком и Мстиславом Ростиславичами началась междоусобица. Ярополк, по совету ростовцев, недовольных Михаилом, осадил Владимир и после семи недель осады вынудил Михаила покинуть город. Так в 1176 году на престол Владимирский вступили Ярополк и Мстислав. Ростиславичи в самые первые дни своего княжения взяли себе ключи от богатого соборного Владимирского храма и захватили пожертвования князя Андрея, чудотворную Владимирскую икону Богоматери отдали князю Глебу Рязанскому, союзнику Ростиславичей, что возбудило всеобщее негодование в народе. Решено было изгнать Ярополка и Мстислава и снова призвать Михаила Юрьевича. Узнав об этом, Ростиславичи решили истребить князя Михаила и его дружину. Суздальский полк неожиданно напал на Михаила, и тому грозила неминуемая гибель, потому что его воины не были готовы к битве. Но едва началась перестрелка, как воины Ростиславичей, не вступая в рукопашный бой, бросили княжеское знамя и побежали, «гонимые гневом Божиим и Святой Богородицы», – так объясняет летописец эту необыкновенную и неожиданную победу, которую князь Михаил достойно приписал заступлению Божией Матери. Князь Михаил снова вступил на Владимирский престол. Он возвратил отнятые у соборного Владимирского храма ценности. Вооруженною рукою хотел Михаил возвратить от Глеба Рязанского Владимирскую икону Богоматери, но раскаявшийся Глеб сам вернул икону и захваченные при разграблении Владимира ценности. Славная икона Владимирская, с радостью встреченная народом, снова была поставлена в соборном Владимирском храме.
После смерти Михаила на Владимирский престол вступил его брат Всеволод. Но ростовцы и суздальцы, недовольные возвышением Владимира и желая сохранить его подчиненное положение, хотели видеть на Владимирском престоле Мстислава. Между князьями вновь началась междоусобица. Князь Всеволод выступил против Мстислава. Летопись передает, что когда войска князя были уже около Суздаля, то случилось знамение от чудотворной иконы Владимирской: «Явил Бог и Пресвятая Богородица новое чудо: видели Божию Матерь Владимирскую, и весь град и до основания, как бы на воздухе стоящим». В этом видении все усмотрели благоволение Богоматери к избранию Всеволода, и он действительно одержал легкую победу над своими врагами.
Описывая чудеса и знамения, бывшие от Владимирской иконы Божией Матери, говоря о быстром возвышении Владимира, победах над врагами, летописец как бы подчеркивает мысль, что все это несомненно связано с покровом и заступничеством Пресвятой Богородицы, с пребыванием в городе Ее чудотворного образа: «Мы же да подивимся, – говорит он, – чуду новому и великому и преславному Матери Божией, как заступила град Свой от великих бед, и граждане Свои укрепляет».
В 1237 году произошло событие, предопределившее более чем на два столетия дальнейший ход русской истории – нашествие татар. Захватив Рязань, Коломну и Москву, 3 февраля к стенам Владимира приступил хан Батый. Рано утром 7 февраля начался приступ, а к обеду город был взят. Бывшие в то время на Владимирском престоле князья Всеволод и Мстислав бежали с теми, кто мог. А в городе, во Владимирском Златоверхом соборе – последнем месте спасения от пожара и захватчиков – укрылись епископ Митрофан с княжеским семейством, боярами и прочими людьми. Татары зажгли собор и отбили двери. Многие погибли в огне, иные задохнулись от дыма, иные погибли от мечей врагов. Серебро, золото, драгоценные каменья, украшения икон и книг – все сделалось добычей варваров. И с чудотворной Владимирской иконы Богоматери был снят и похищен татарами ее драгоценный оклад. Но, к удивлению всех, сама икона нисколько не была повреждена ни от рук татар, ни от огня, уничтожившего храм. «Это было, замечает летописец, по благодати Божией Матери, неотъемлемой от Ее иконы, в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». После ухода татар Владимирским князем стал Ярослав. Он очистил и восстановил Владимирский собор, снова благолепно украсил чудотворную Владимирскую икону и поставил ее в храме на прежнем месте.
Но время славы Владимира уже прошло. Надлежало исполниться пророчеству святителя Петра о Москве, что она взыдет на плечи врагов, если воздвигнется в ней храм в честь Божией Матери. И этот храм – Успенский собор – уже был воздвигнут, и Москва начала быстро возвышаться над всеми княжествами русскими. Но еще недоставало в ней славной Владимирской иконы Богоматери – чудного покрова и заступления земли Русской. И это вскоре исполнилось – икона была перенесена в Москву. И вновь, при самом перенесении иконы, Богоматерь явила Свою благодатную помощь нашему Отечеству. «Придите, Российские люди, – взывает Святая Церковь, – приидите верных собрания в сретение Царицы Богоотроковицы! Ибо грядет Царица Своим честным образом спасти град и люди от врагов безбожных без брани» (стихира службы).
В 1395 году в пределы России вступил грозный монгольский завоеватель Тамерлан. Страшную угрозу представлял он для раздробленной Русской земли. Вот что летопись говорит о нем: Темир-Аксак (Тамерлан) был выходец из самых низших слоев общества. Зарабатывая себе на пропитание кузнечным ремеслом, он снискал репутацию злого и жестокого вора. Оказавшись отверженным от общества за свой образ жизни, Темир стал заниматься грабежом и разбоем. Еще обладая незначительными силами, он смог разбить 10-тысячное войско персидского полководца Карамандина. Несколько позже, когда численность его войска возросла до 150 тысяч, он огнем и мечом прошел Грецию. Победив союзников Турецкого царя Баозита и Сербского Стефана, захватил Дамаск и хотел идти к Иерусалиму. Но, услышав предание о том, что всякий покоривший Иерусалим бывает наказан от Бога, изменил планы и пошел дальше на Восток. Жестокость Тамерлана не знала границ. По его приказанию женщин и детей закапывали живыми в землю, мужчин бросали на растерзание диким зверям, умолявших о пощаде он топтал лошадьми, говоря: «Освободил несчастных от скорби и забот мира сего». На Востоке Тамерлан захватил Ассирию, Вавилон, Севастию, Армению, Китай. Он победил ордынских князей и захватил Сарай Великий и Великую Орду Тохтамыша. Именно перед этой грозной силой оказалось Русское государство.
Направляя путь свой к Москве, Тамерлан завладел Ельцом, вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии людей, ожидавших возвращения времен Батыя, великий князь Василий Дмитриевич повел свои войска для отражения сильного неприятеля и остановился за Коломною на берегу Оки. Между тем весь народ, устрашенный слухами о несметных полчищах и свирепости Тамерлана, усердно молился об избавлении от нашествия иноплеменных. Князь Василий, не надеясь на свои войска, решил прибегнуть к всесильной помощи Божией Матери. Он писал из Коломны митрополиту Киприану, чтобы тот послал во Владимир за чудотворной иконой Богоматери. Святитель Киприан и сам думал о перенесении Владимирской иконы в Москву и приказание князя принял за знак благоволения Царицы Небесной о перенесении Ее иконы. Немедленно отправил он во Владимир почетное духовенство Московского Успенского собора. Наступивший перед праздником Успения пост был посвящен самым усердным молитвам и покаянию. Сам митрополит почти не выходил из церкви, каждый день совершал Божественную литургию, приносил слезные молитвы за князя и его воинов. Отправленное во Владимир духовенство 15 августа (ст. ст.) после литургии и молебна приняло на свои руки чудотворную икону,и священное шествие отправилось в Москву.
Горестно провожали владимирцы любимый ими образ: «Куда Ты отходишь от нас, Владычица? Оставляешь нас сиротами, отвращаешь от нас лицо Свое?» Чрез десять дней крестный ход с чудотворной иконой Богоматери приблизился к стенам Москвы. Весь народ, от мала до велика, вышел в сретение Владимирской иконы. Все, преклонив колена, слезно взывали к Царице Небесной; «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Митрополит, епископы и все духовенство столицы, в сопровождении великокняжеского семейства, бояр и народа, торжественно встретили святыню за городом около церкви преподобной Марии Египетской. «Во всем множестве народа, – говорит летописец, – нельзя было видеть человека, который бы не плакал и не воссылал с упованием молений ко Пресвятой Богородице».
В Сретенском монастыре есть замечательное полотно встречи иконы в Москве.
И молитва веры была услышана. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, как пишут летописцы, Тамерлан дремал в своем шатре и вдруг увидел необычный сон. С вершины большой горы к нему спускались многие святители с золотыми жезлами в руках. Над ними в лучезарном сиянии явилась некая Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная множеством небесных воинов. Она молилась с простертыми вверх руками и потом, обратив взор на Тамерлана, грозно повелела ему оставить пределы Русской земли. В то же время по Ее повелению устремились на Тамерлана молниеносные воины, окружавшие Царицу Небесную. В страхе проснувшись, Тамерлан созвал своих военачальников и рассказал им свое видение, спрашивая, что значит этот ужасный сон? «Эта величественная Жена, – говорили они, – должно быть Мать Бога Христианского, и Она, конечно, намерена теперь помочь им, потому что они почитают Ее своею Заступницей». «И мы не одолеем их, – сказал монгольский хан, – ибо, если одного только из предстоящих Ей пошлет, он победит нас», – и велел войскам своим идти обратно из пределов Руси, к удивлению русских и самих татар.
С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. «Не наши воеводы прогнали его, не наши воинства устрашили его, но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской» – так повествует нам о событиях 1395 года «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
В память чудесного заступления Богоматери решено было па месте сретения Владимирской иконы поставить Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября) повсеместно праздновать как день избавления России от страшного врага. В этот день установлено было также совершать крестный ход с иконой Богоматери от Успенского собора до Сретенского монастыря.
После установления на Москве крестного хода древко иконы было обрезано, а поля расширены. В 1408 году князь Василий Дмитриевич приказал украсить росписью и Владимирский Златоверхий храм. Работа была поручена великим иконописцам – преподобному Андрею Рублеву и Даниилу Черному. С чудотворной Владимирской иконы была сделана копия, которую поставили во Владимирском соборе. Эта икона также прославилась многими чудесами и глубоко чтима народом.
В 1408 году неожиданно подступил к Москве хан Едигей. Князь уехал в Кострому собирать войска. Жители Москвы, не ожидая помощи от людей, усердно молились пред чудотворной Владимирской иконой Богоматери: «Милосердая Владычице, Заступница наша неотступная! Не предай нас в руки врагов наших, но избави нас, на Тебя уповающих». И Едигей, так и не начав осады Москвы, получив весть о возмущении в Орде, поспешно удалился от Москвы, взяв с нее откуп.
В 1451 году подступил к Москве ногайский царевич Мазовша с войсками отца своего Седи-Ахмета. Великий князь оставил столицу и отправился собирать войско. Подойдя к Москве, татары зажгли посады и начали приступ. Время было сухое и жаркое, ветер нес густые облака дыма и пепла прямо на Кремль. Русские воины, стоявшие на его стенах, задыхались от дыма. Под зноем этого страшного пожара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Увидев инока Чудовского монастыря Антония, известного святостью жизни, святитель сказал ему: «Антоний! Моли прилежнее Бога об избавлении града». Антоний отвечал: «Ты великий архиерей Божий, и твоей молитвы не презрит Богоматерь, скорая Помощница наша. Она уже умолила Сына Своего спасти град». Едва он успел сказать это, как, пронзенный татарскою стрелою, пал мертвый к ногам святителя. Была сделана вылазка, и войска бились с татарами до ночи. Ночью ждали нового приступа, готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но взошло солнце, и москвичи увидели, что враг отступил от стен Москвы. И лагерь осаждающих также был пуст. Мазовша ушел ночью, взяв с собою только легкие повозки, а все тяжелое оставив в добычу осажденным. Татары, по сказанию летописца, услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что великий князь идет на них с сильным войском, и в сильном замешательстве устремились в бегство. Великий князь, узнав о чудесном спасении города, исповедал пред всеми, что Сама Царица Небесная обратила в бегство врагов. Вернувшись в столицу, он поспешил в храм Богоматери к славной иконе Владимирской и со слезами славил Заступницу Москвы.
Через восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву его отец Седи-Ахмет. Он хвалился покорить всю Русь. Но сын великого князя Иоанн прогнал его войско из Русских пределов. И эта победа была одержана благодаря чудесному заступлению Богоматери. Узнав об изгнании татар, святитель Иона распорядился устроить в Успенском соборе придел Похвалы Пресвятой Богородицы. Упование святителя на милость Богоматери к Руси было так велико, что он говорил о скором торжестве над Ордою, и сам вместе с соименным ему архипастырем Новгородским молился об окончательном избавлении Руси от татарского ига.
Недолго пришлось дожидаться исполнения молитв великого святителя. В 1480 году двинулся на Россию, грозя разорить ее, хан Ахмат. С 1478 года Русское государство, хотя и было должником Орды, но дани не платило. Именно за этой данью и пришли войска Казанского, Крымского и Астраханского ханств, объединенные Золотой Ордой. Расставив свои войска в Коломне, Серпухове, Тарусе и в других местах по берегу Оки, великий князь Иоанн III направился в Москву «ко Всемилостивому Спасу, Госпоже Богородице и к святым чудотворцам, прося помощи и заступления православному воинству», – говорит Воскресенская летопись. Великий князь Иоанн решился дать отпор в открытой битве. Русские войска стали против татарских, их разделяла только река Угра, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. Теперь этот пояс действительно охранял владения Москвы от вторжения Ахмата. Две недели татары не переходили Угры, грозя, что дождутся зимы и перейдут реку по льду. Наступили морозы, Угра начала покрываться льдом, и Иоанн велел своим войскам отступить. Войска оробели, думая, что Иоанн страшится и не хочет битвы, и полки не отступали, а бежали от неприятеля. Татарам оставалось только ударить в тыл русским. Но, по свидетельству летописцев, случилось чудо: татары, видя берег Угры, оставленный россиянами, вообразили, что они манят их в сети и вызывают на бой, приготовив засады. Объятый странным ужасом хан поспешил удалиться. Было удивительное зрелище: два воинства бежали друг от друга, никем не гонимые. Наконец русские войска остановились, но Ахмат ушел в свои пределы, не причинив России зла. В этом бегстве Ахмата летописцы славят единственно помощь Божию и говорят: «Да не хвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие, не мудрость человеческая, но сам Господь спас ныне Россию». Великий князь и весь народ благочестиво и достойно приписали страх, обративший татар в бегство, невидимому заступлению Богоматери. В память об этом избавлении Москвы установлено было празднование Владимирской иконе Божией Матери 23 июня (6 июля).
В 1514 году Владимирская икона Богоматери была обновлена и украшена. Сам митрополит Варлаам участвовал в обновлении иконы. Как сообщает нам Софийская летопись, по распоряжению великого князя для иконы был сделан киот, украшенный серебром и золотом. В память этого события был установлен крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь 21 мая (3 июня).
Много чудес было от чудотворного образа Богоматери в славном Владимире, но еще большие чудеса явлены были в Москве. О некоторых из них нам известно из повестей, составленных по благословению Макария, митрополита Московского.
В 1521 году, возглавляемые ханом Махмет-Гиреем крымские, ногайские и казанские татары вторглись в Московские пределы, и с такою быстротою, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берега Оки, чтобы удержать стремление врагов. Победив русские заслоны, татары предали огню все селения от Нижнего Новгорода до Москвы и захватили в плен огромное число жителей. Татары издевались над пленными, оскверняли святыни. 29 июля Махмет-Гирей, среди облаков дыма, под зарево пылающих деревень, приступил к стенам Москвы. Улицы города были переполнены беженцами, все искали спасения в Кремле, толпились в воротах, теснили друг друга. Великий князь отступил к Волоку собирать войска. Все предвещало самую жалкую участь городу и его жителям. Митрополит Варлаам со всем народом усердно молился о спасении Москвы. Вместе со всеми возносил свои молитвы к Богу и блаженный старец Василий. Когда ночью он со слезами молился у дверей Соборной церкви Успения, то внезапно услышал внутри храма сильный шум, и вместе с тем представилось ему, что двери храма открылись и бывшая в храме чудотворная икона Богоматери Владимирская поднялась со своего места, и от иконы послышался глас: «За грехи людей выйду из города с Российскими святителями и чудотворцами», и с этим гласом вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. И открыл Господь Своему угоднику, что вернет Он Свою милость людям лишь по молитвам Пречистой Своей Матери. В это же время в кремлевском Вознесенском монастыре благочестивой слепой инокине открылось продолжение этого видения. Услышала она большой шум и страшный вихрь и звон и оказалась как бы вне стен Кремля. И увидела, что из Кремля идет сонм святителей и других мужей в священных одеждах, несущих Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Шествие имело вид крестного хода. Среди идущих можно было узнать великих святителей Московских Петра, Алексия, Иону и других святителей. В то время, как шествие выходило из ворот Кремлевских, навстречу им вышел великий угодник Божий преподобный Сергий, а с другой стороны подошел преподобный Варлаам Хутынский. Оба они припали к ногам святителей и спрашивали их: «Зачем идут они вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов?» Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби: Бог же не только повелел нам выйти из города, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий, поэтому попустил Господь прийти этому варварскому народу, чтобы люди через покаяние возвратились к Богу». Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они своим ходатайством умилостивили правосудие Божие, и вместе с ними начали молебен, произнесли молитву ко Пресвятой Богоматери, и по совершении отпуста, осенив город крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Это видение было открыто еще двум вдовам, Евдокии и Иулиании, жившим подле Кремлевских ворот, и одной родственнице царского казначея Ивана Третьякова.
Опасность, угрожавшая Москве от Махмет-Гирея, действительно была устранена. Казанский хан отступил от Москвы, не причинив городу вреда. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города огромное русское войско и с ужасом известили о том хана. Хан не поверил и послал других удостовериться в справедливости донесения. И увидели еще большее воинство и донесли ему. Тогда хан в третий раз послал кого-то из своих ближних узнать истину. Тот в страхе вернулся и сказал хану: «О царь, что ждешь? Бежим, огромное русское войско идет на нас от Москвы, если не убежим, то все погибнем». И татары побежали от Москвы. Все это было записано по повелению митрополита Макария. Чудесное видение, устрашившее врагов, несомненно, было следствием заступления Божией Матери, неоднократно и в прежние времена спасавшей столицу Русского царства. В память о событиях 1521 года, с крестным ходом 21 мая (3 июня), установленным в 1514 году, соединили воспоминание о спасении Москвы от Махмет-Гирея,
«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, – воспевает Святая Церковь Владимирскую икону Богоматери. – Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и все грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко милосерд» (тропарь Владимирской иконе).
Часто прибегал к всесильной помощи Богоматери и царь Иван Васильевич Грозный. В 1541 году хан Крымский Саин-Гирей напал на Россию. Одновременно с ним в пределы нашего отечества вторгся и царь Казанский Сафа-Гирей. Русские трепетали. Юный Иоанн, отправляясь в поход против крымцев, пошел в Соборный Успенский храм и, пав на колена пред Владимирской иконою Богоматери, со слезами молился, прося помощи и заступления от нашествия врагов. Молитва царя была услышана, и отечество спасено. Сафа-Гирей был отражен, а Саин-Гирей бежал от полков Иоанновых.
Во время сильного пожара Москвы, в 1547, году митрополит Макарий молился в Соборном храме Успения. Кругом все было уже объято огнем, митрополита силою вывели оттуда. Икона Богоматери, писанная святителем Петром, была вынесена, но, когда хотели вынести и Владимирскую икону, то не могли двинуть ее с места. «Сама Богоматерь, – говорит летописец, сохраняла и соблюдала не только Свой образ, но и всю Церковь, и весь мир, покрывая и защищая его». Чудное видение открыло покровительство Богоматери Своему храму и городу. В Москве был один новокрещеный татарин. Во время пожара, когда огонь охватил почти весь город и пламя с вихрем носилось по улицам, он едва спасся за городом. Отсюда смотрел он на пожар и вдруг увидел: над Соборным Успенским храмом стоит Жена в светозарном одеянии и молится за город, и ризами Своими как бы утишает ярость носящегося пламени. Новопросвещенный указал на это стоявшим вблизи, и многие из них сподобились видеть это явление Богоматери. «И таким Ее милостивым заступлением, –продолжает летописец, – гнев Божий начал утоляться, пламя утихать, огонь не коснулся больше ничего, и пожар кончился».
Это лишь несколько случаев чудесной благодатной помощи Царицы Небесной граду Москве и всему нашему Отечеству, которые описываются в повестях митрополита Макария. И в более поздние времена не оставила Матерь Божия уповающих на Ее заступление и помощь.
После кончины царя Феодора Борисовича наступило на Руси Смутное время. При поддержке польского короля Сигизмунда Москву заняли войска Лжедмитрия. Самозванцу нужно было низложить еще и Патриарха Иова. Вооруженные люди ворвались в храм Успения, когда Патриарх совершал здесь Божественную литургию. Они схватили его и стали срывать с него святительские одежды. Тогда Иов, сняв с себя панагию и положив ее к образу Владимирской Богоматери, сказал: «Здесь, перед этой святой иконой, я был удостоен сана архиерейского и 19 лет хранил целость веры, ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси. Матерь Божия, спаси Православие!» И Матерь Божия спасла Православие. Не прошло и года после воцарения Самозванца, как князь Василий Шуйский молился перед этой святой иконой, собираясь ниспровергнуть царство обмана и ереси, Самозванец был низвержен и убит. Воцарился Шуйский, но и он не мог удержать на голове своей венца Мономахова. Москвою овладели поляки. Первое ополчение для спасения Москвы было безуспешно. И вот по молитвам святых угодников Божиих и Святейшего Патриарха Ермогена, вдохновившего своими посланиями освободительное движение народа и принявшего за это мученическую кончину от рук поляков, в Нижнем Новгороде сформировалось второе ополчение. «Станем за святую Русь и за дом Богоматери». Так называли русские Московский Успенский собор, где стояла Владимирская икона Богоматери. Вскоре новое ополчение приступило к Москве. Однако и это новое усилие верных сынов отечества могло остаться тщетным: войска не имели средств к содержанию, не имели исправного вооружения; в воинах и военачальниках не было согласия и единодушия, а к полякам спешила помощь. Но когда исчерпались человеческие усилия, Божия помощь обнаружилась во всей непререкаемой очевидности. В это время в осажденной Москве, в тяжком плену, томился один из великих русских иерархов, архиепископ Галасунский Арсений. Во время 19-месячного пребывания в Кремле поляков и литовцев, не щадивших святынь, он сохранял от поругания Владимирскую икону Богоматери. Пред нею изливал он скорбь свою о бедствиях России, пред нею молился о спасении Руси. И он-то избран был служить вестником Божия милосердия к нашему Отечеству. В ночном видении он увидел пред собою преподобного Сергия, который сказал ему: «Арсений! Ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение этого пророчества, к Арсению, страдавшему тяжелыми недугами, возвратилось былое здравие и крепость сил. Радостная весть об этом начала переходить из уст в уста, проникла за стены Кремля в стан русских воинов, и воспламенила их непреодолимым мужеством. Дерзая о имени Божием и Богоматери, они устремились на приступ и захватили Кремль. В следующий воскресный день войска торжественно вступили в освобожденный Кремль, и навстречу им, с Владимирскою иконою Божией Матери, вышел чудесно исцелившийся святитель Арсений. Увидев чудотворную икону, воины не могли удержать слез, с радостью смотрели на Лик Богоматери, как на живое изображение Взбранной Воеводы, благодатным заступлением Которой была одержана победа. Как пишут летописцы, все плакали, молились, и каждый стремился освятить себя прикосновением к чудотворной иконе Богоматери.
От этого времени сохранилось описание иконы, сделанное в 1627 году по указу Патриарха Филарета Никитича. Святыня была украшена драгоценными подвесками, накладными образками, оклад иконы инкрустирован множеством драгоценных камней. Во времена Патриарха Никона, знатока и любителя церковного искусства, в 1658 году золотых дел мастером Петром Ивановым Владимирской иконе был сделан новый золотой оклад в дополнение к греческому окладу митрополита Фотия. Только эти две ризы и остались после указа Петра I от 1722 года, когда с иконы были сняты дополнительные украшения.
XIX век принес новые испытания России. Когда войска Наполеона приблизились к Москве, перед иконой приносили молитвы с упованием на заступничество Богоматери. В 1812 году праздник Сретения иконы 26 августа совпал с днем Бородинской битвы. По этому случаю был крестный ход с чудотворной Владимирской и другими чтимыми образами вокруг стен Китай-города и Белого города. Когда решено было сдать Москву, то по указу императора Владимирскую икону, вместе с Иверской и Смоленской, в ночь с 1 на 2 сентября отправили во Владимир. Во время пребывания иконы во Владимире с ней ежедневно совершался крестный ход вокруг города. 10 октября из Владимира иконы перевезли в Муром. Через неделю получили известие об освобождении столицы, и 20 октября после торжественного богослужения иконы были отправлены в Москву.
Во все времена русские люди своим благоговением к этому образу выражали и выражают свою благодарность Божией Матери за благодеяния, полученные чрез Ее святую икону. При избрании на Московскую кафедру имена кандидатов, запечатанные в панагиарь, ставились в киот Владимирской Богоматери: «Кого изволит избрать Она Сама». После молебна один из жребиев вынимался и оглашался народу. Так, во время Поместного Собора 5 (18) ноября 1917 года затворник Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий вынул жребий святителя Тихона, возведение которого на Патриарший престол состоялась 21 ноября (4 декабря) того же года. Ради этого великого события Владимирская икона была на время перенесена из Успенского собора Московского Кремля в Храм Христа Спасителя.
Поместный Собор Русской Церкви был последним значительным событием церковной жизни России перед началом тяжелых испытаний для Православной Церкви и всего народа. Шел 1917 год. Новая власть начала борьбу с Православием. Эта борьба происходила и в сердцах людей, насаждалось новое отношение к святыням. Многие из них уничтожались, другие, имеющие культурную или историческую ценность, ставились в один ряд с предметами искусства, отделенного от Церкви.
В 1918 году было принято решение о реставрации Владимирской иконы Богоматери. 14 декабря 1918 года комиссией отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса икона была изъята из киота для осмотра. Густой слой олифы, наложенный при последней реставрации 1895 года, по случаю восшествия на престол императора Николая, потемнел и «вскипел». На нем появились наросты и вспученности, разрушающие живопись. 20 декабря 1918 года икона была перенесена из Успенского собора в помещение патриаршей библиотеки для реставрации. Работы по расчистке и укреплению производил потомственный мастер-реставратор Г.О. Чириков.
В 1926 году икону передали в Государственный исторический музей, где она и находилась до 1930 года, когда ее перевезли в Государственную Третьяковскую галерею.
В годы Великой Отечественной войны фонды Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск. Вместе со всеми произведениями также были вывезены и чудотворные Владимирская и Донская иконы Богоматери. Новосибирский оперный театр до конца 1944 года стал пристанищем многих святынь, хранящихся в Третьяковской галерее. Таким образом, Промысел Божий хранил эти святыни для будущих поколений верующих, потому что спустя некоторое время после эвакуации несколько залов экспозиции были серьезно повреждены немецкими бомбами.
Празднование 1000-летия Крещения Руси вновь повернуло культурную и политическую жизнь лицом к Церкви. Это проявилось в осенние трагические дни 1993 года, когда наша страна переживала один из самых сильных политических кризисов, который мог вполне перерасти в гражданскую войну. В те дни Святейший Патриарх Алексий II обращался к противоборствующим сторонам и ко всем соотечественникам: «Россия на краю пропасти. Сегодня может распасться Русская держава. Слезно прошу не допустить кровопролития. Одна выпущенная пуля может привести к катастрофе, кровавое эхо которой прокатится по всей стране. Всех христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не обращался к Богу, обратятся ныне к Нему. Гнев Божий пролился на Россию. Прошу всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте духу ненависти лишить вас разума!» В особо тяжелые дни кризиса, по прошению Святейшего Патриарха Алексия II, из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор перенесли Владимирскую икону Богоматери. После совершения литургии Святейший Патриарх в сослужении членов Священного Синода совершил молебен перед чудотворной иконой: «Матерь Божия! Заступница наша! Ты никогда не оставляла России и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасет Русь». На следующий день произошло вооруженное столкновение у Белого Дома. Но на этом кризис закончился, и лишь благодаря заступничеству Царицы Небесной это противостояние не перешло в крупномасштабную гражданскую войну.
После этих событий власти разрешили совершение богослужений перед чудотворной Владимирской иконой. В день памяти Владимирской иконы Богоматери святыню переносили в Успенский собор Московского Кремля на Патриаршее Богослужение. В 600-ю годовщину перенесения чудотворного образа в Москву состоялся торжественный крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь.
Восстановление храма Святителя Николая в Толмачах открыло возможность для возвращения Владимирской иконы православным людям. Храм-музей Святителя Николая оборудован специальными системами, поддерживающими определенные климатические условия, необходимые для сохранности древних икон. 8 сентября 1996 года, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение храма. На время богослужения в храм была перенесена Владимирская икона. В декабре 1998 года было принято решение об окончательном переносе иконы в храм-музей Святителя Николая в Толмачах, который является домовым храмом Третьяковской галереи. Для сохранности святыни был изготовлен специальный киот, поддерживающий необходимые климатические параметры. В конце 1999 года икона была окончательно перенесена в храм Святителя Николая в Толмачах, где и находится до настоящего времени и где верующие имеют возможность поклониться этой великой святыне и испросить пред нею молитв и заступления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Вот краткое повествование о благодеяниях Божией Матери, оказанных России через святую Ее икону Владимирскую. Сколько раз спасала она Москву и Русь от врагов! Сколько раз Отечество наше в бедах обретало помощь и заступление Богоматери чрез эту чудную икону! Будем и мы молиться перед этим святым образом, да сподобимся получить благодатную помощь Царицы Небесной и спасение.
Чтец А. Лымарев. 2001 г.
Поделиться: |