Проповедь священника Андрея Зуевского 28 сентября 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры все мы с вами знаем слова Серафима Саровского о том, что цель христианской жизни заключается заключается в стяжании Святого Духа. Это одновременно и простая, и очень высокая истина. Вроде бы на словах все понятно, но на деле оказывается, что очень трудно даже понять, что нужно сделать чтобы Святой Дух стяжать. Человек как-то подспудно чувствует, что вроде, действительно, вот здесь-то и заключается все, ради чего он живет, но часто пытаясь исполнить это, может оказаться далеко от своей цели.

Нужно покаяние, нужно нам настоящее изменение себя, изменение своей души, своего сознания, своей жизни. К этому вообще непросто прийти, потому что часто оказывается так, что человек живет, как бы не меняясь вовсе. Можно сказать, что не он живет, а та среда, в которой он находится. Это может быть московский городской житель, европеец, индеец может быть – кто угодно. И вот он живет делает то, что принято делать, одевается в то, во что принято одеваться, думает так, как принято думать в его среде, говорит то, что принято, и так проходит вся жизнь.

Он даже не догадывается, что у него есть выбор. ;Что он может эту жизнь поменять. Не он живет, а окружающий его мир мир живет через него. Нет выбора у человека. Он даже не приходит к осознанию того, что есть свобода, что можно как-то по-другому поступить. Здесь можно расслышать голос свободы. Однако следует сказать, что но далеко не всегда в таком случае осознание свободы приводит к добру, даже, скорее всего, наоборот, потому что часто после этого человек начинает просто напросто жить собственными удовольствиями.

Он думает: а зачем я буду поступать так, как все? Зачем мне эти ограничения нужны? Я могу наслаждаться жизнью, и ничего меня в этом, в принципе, остановить не может. Как Достоевский говорил: «Если Бога нет, все позволено». И тогда, получается, мы видим другой тип человека – человека чувственного, и он все делает, для того чтобы получить в жизни как можно больше удовольствий.

Удовольствий много разных, (но не бесконечно много) Такой человек живет сегодняшним днем, просто чтобы как можно ему было лучше, ну, или же составляет какой-то задел на будущее, чтобы в дальнейшем наслаждаться, например, властью. Но душу человека это все равно рано или поздно приводит к кризису. Во-первых, потому, что, по сути, вот все эти вещи – чувственные наслаждения, они разрушительны, этого просто сразу не видно. Однако если дойти до сути. Помните как сказано:

«Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте».

Так вот, по сути своей, наслаждения разрушительны для ума и души. Просто сразу не видно. И, во-вторых, удовольствия – они не имеют постоянного характера. Невозможно постоянно наслаждаться. Вот сейчас тебе хорошо и интересно, а на следующий день тебе уже пусто, неинтересно, ты теряешь всякий смысл жизни. И вся жизнь тогда, и вся твоя натура, которая живет этим – она распадается на части. Остется не жизнь, а песок мгновений.

Ты как бы перестаешь существовать, потому что живешь только теми мгновениями, которые явно могут тебе принести радость, и целостной личности нет. Это все равно приводит к страданиям, приводит к тому, что нужно что-то менять. И если человек приходит к тому, что менять нужно, возможно начало нравственной жизни, то есть жизни с осознанием того, что есть ответственность, и есть долг. Собственное «Я» для такого человека;— уже не совокупность случайных удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Кроме того, долг предполагает то, что ты должен что-то делать ради кого-то, это ради ближнего, а может быть, даже ради Бога. И здесь уже возможна идея служения.

Это совершенно другой способ жизни. Жизнь такого человека не бывает пуста, она наполняется смыслом. Такой человек знает, что хорошо, а что плохо не просто для меня, субъективно, то есть мне сейчас хорошо – это и есть высшее добро, мне плохо – это и есть зло, знает, что добро и зло существуют вообще, объективно, и он живет ради этого добра, и жизнь его наполняется содержанием совершенно другого порядка. Такой человек живет, старается осуществлять свое служение таким образом, чтобы сделать как можно лучше все, чтобы сделать все правильно.

Но вот здесь-то подстерегает самое главное на этом пути, самое главное препятствие, самое главное разочарование, пройти которое могут немногие. Дело в том, что истина жизни такова, что ;правильно сделать нельзя, невозможно. Природа человека такова, что осуществить жизнь согласно принципам добродетели, справедливости, красоты человек не может. Природа противоречит этому. И, по сути, удел любого человека, кто пытается построить свою жизнь на таких принципах красоты, добродетели, справедливости, удел любого подобного человека — отчаяние…

Однако именно ; здесь открывается нам святоотеческий опыт. Вы слышали такие слова великого подвижника Силуана Афонского: «Держи ум во аде и не отчаивайся»? Вот мне кажется, это как раз об этом сказано, именно об этом. И именно здесь возможен прорыв к настоящей духовной жизни. Вот другой великий подвижник Исаак Сирин говорил, что воздаяние, то есть благодать, бывает не за добродетели, не за достижение чего-то в себе, а за то смирение, которого человек достигает на пути этой добродетели, поняв, что ее невозможно осуществить.

Вот в таком случае человек становится человеком верующим по-настоящему. Он понимает собственное несовершенство, не оставляет попыток сделать как можно добра, прежде всего, и надеется на Бога, и здесь ему Бог открывается.

Все вы знаете историю о Лазаре Четверодневном. Вот это же именно об этом сказано. Что, Бог не знал, что он болеет, что ли? Он же мог прийти на день раньше. Но для того чтобы мы этот смысл поняли, Он приходит, когда Лазарь уже умирает. Потому что Бог приходит к человеку, когда больше никаких надежд нет. И вот, дойдя до этой точки, открывается вера,

которая начинает; руководить сердцем, и, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Это совершенно другая жизнь. Это человек, который, как Лазарь, всегда умирает в своей попытке сохранить жизнь, сохранить Бога. Но он и воскресает вместе с Ним всегда, потому что верит. А Бог верующему открывается.

И такой человек будет жить стремлением сохранить Бога, с осознанием, что невозможно, что все мое устроение – оно не дает мне возможности хранить Бога, но другого смысла никакого в жизни у меня нет. И в этом стремлении осуществляются вот те слова, которые сказал апостол Павел, и которые всю христианскую жизнь абсолютно точно выражают: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». Смерть не как конец, а как то время, когда уже не будет отпадения от Бога. Приобретение потому что я ненавижу тот закон в себе, который не дает ему возможности постоянно вместе с Богом находиться и обрекает меня всегда Его терять. Вот это вера и есть.

Дай Бог нам всем понять, и дай Бог по этому пути следовать. Понять, что вера – это удел свободного человека, по-настоящему свободного, свободного, и в этой свободе стремящегося к к вечности и радости, которую никто не может отнять, радости, которую и здесь чувствует верующий человек и которая является для него самым главным и дорогим в жизни. Аминь.



Поделиться: