Проповедь протоиерея Николая Соколова в день памяти Марии Египетской 21 апреля 2013 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Каждый день, дорогие братья и сестры, нас с вами приближает к Страстной Седмице, к празднику Пасхи Христовой.
Сегодня воскресный день посвящается памяти преподобной Марии Египетской. Неслучайно Церковь говорит нам сегодня о ее жизни, о ее подвиге, о ее молитве, терпении. Чтобы показать нам, что мы с вами должны придти к празднику Пасхи подобно ей, осознав свой грех.
Перед нами образ человека, который во всем подобен нам. Мы не знаем, почему эта женщина, Мария Египетская, стала блудницей. Об этом нам не говорится. Что случилось в ее жизни в самом раннем возрасте? Ведь она пришла в мир как и все мы светлым и чистым младенцем. Что случилось с ней, мы не знаем? Когда она рассказывает о своей жизни в юности, мы видим, это была грязная, порочная жизнь, исполненная всякого греха. И вот ей Господь открыл ее грех. Придя в храм Божией Матери, она не смогла переступить порог этого храма. Что ее удерживало, какая сила? Житие говорит, что сила удерживала ее. Но эта сила исходила из нее. Она не могла переступить этот порог, видя свою греховность. И вот ужас, объявший ее, то чувство своего недостоинства, греховности, смирения - как только пришло к ней в сердце, она тотчас смогла это сделать. И была допущена в храм и затем, получив утешение в этом храме, она всю жизнь свою потратила на то, чтобы бороться с тем грехом, с той жизнью, с той грязью жизненной, которая была в ее жизни. Она не стала ни у кого спрашивать совета, не пошла на исповедь к батюшке – как посоветуете, уйти в пустыню или не уйти в пустыню, поститься или не поститься, делать или не делать. Она решила для себя, что я такой жизнью, как жила, дальше жить не могу, и я ухожу из этого мира, потому что чувствую, что не смогу устоять перед его соблазнами. И сама определила себе исторжение из этого мира в мир иной. В мир молитвы, мир покаяния, в мир скорби о своих грехах, в мир изменения человека. В пустыне она провела 40 лет, чтобы побороть те грехи, которые мешали ее жизни.
Можем ли мы с вами увидеть себя так, как она увидела. Сказать, что мы недостойны переступить порог храма по нашим грехам. Ведь приходим же мы в храм, получаем исцеление, причащаемся, исповедуемся, соборуемся. И что получается после этого? Вновь и вновь входим на путь греховной жизни. Нет того уголка, куда бы мы хотели уйти, скрыться, а может быть и есть он, а мы не хотим, мы привыкли жить в этой жизни с надеждой, что Господь нас простит и сохранит и верим, что Господь простит и сохранит, если к нему обращаешься с верой и упованием, если живешь не для себя, а для других.
Что Мария Египетская сделала? Она прежде всего изменила свою жизнь. Покаяние есть изменение. Не просто перечисление грехов. Вот стал перед батюшкой и перечисляешь все, что написано от «а» до «я». Подчас спросишь, а вы знаете, что это за грех? А говорят, так за одно, чтоб сказать его. Так не бывает. Есть те грехи, которые как огнем жгут душу. Не дают возможности сказать «Господи помилуй», потому что чувствуешь, что Господь не услышит твою молитву. Он-то слышит, но она не идет к Нему – грех мешает. И вот Мария Египетская, осознав это, смогла побороть грех, принести подвиг покаяния, который затем был открыт для мира, ибо она могла умереть в пустыне, и никто не узнал бы об этом, кроме Господа. Господь послал ей подвижника монаха, который всю жизнь старался жить в чистоте и увидел, насколько он еще немощен, насколько он далеко стоит от того духовного мира, в который она ушла. А она ушла не в Церковь, она ушла к Богу, в вечность. И вот в этой вечности он увидел ее молящуюся уже за весь мир и пример для каждого из нас. Поэтому мы сегодня чтим ее память, читаем Евангелие, которое говорит сегодня о женщине, тоже блуднице, которая пришла к Нему и помазала Господу миром ноги, плакала у Него. И был Господь осужден за то, что такая женщина прикасалась к Нему. Но он-то ее не осудил. Господь никого из вас не осудит, если подобно сегодняшней евангельской женщине придете, омоете Господа ноги слезами покаяния, несмотря на то, что вас будут упрекать, вам, может, будет стыдно, что вы пришли грешными, но именно этот праведный стыд о своих грехах он и есть очищающий. Поэтому с чем бы мы ни пришли к Господу, Господь в силе и «прокаженное очистить», как мы читаем в каноне Андрей Критского.
И вот мои дорогие сегодня день, когда мы пришли сюда, каждый из нас думает о том, как я проведу эту последнюю седмицу перед Страстной. Страстная седмица наступает через неделю. В Вербное воскресенье мы придем с вербами, с вайями, чтобы прославить Господа, который идет за нас страдать. Сможем ли мы принять участие хоть в чем-то в Его страдании. Формально да. А внутренний мир? Сегодня каждый из нас пусть попросит у Бога силы провести последнюю неделю перед Страстной в мире, покаянии, добрых делах, молитве друг за друга. Ибо как сказано сегодня в Евангелии: «Кто хочет быть первым, пусть будет всем слугою». И тогда Господь увидит вас, старающихся хоть что-то изменить в этой жизни. И подобно женщине, которая омочила слезами покаяния и утерла власами ноги Спасителя, и мы с вами придем к святой плащанице и, надеюсь, поклонимся Светлому Христову Воскресению. Аминь.



Поделиться: