Воздвижение Креста Господня

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом

Господа нашего Иисуса Христа,

которым для меня мир распят, и я для мира».

 (Гал.6:14)

Сегодня вновь в наших храмах воздвигают – то есть поднимают, обращая ко всем сторонам света поочерёдно, - Крест, освящая им весь мир.

Сегодня мы снова и снова не перестаём удивляться и поражаться парадоксу Креста, который из орудия позора и уничижения вдруг обратился в явление Господней славы и благоволения для всего человеческого рода. Святые отцы свидетельствуют, что ничто иное в мире не смущало так человеческий ум и не раскрывало так ясно его бессилие, как это сделал Крест.

В сознании многих не укладывается, как можно решительно и настойчиво говорить о величайшей славе Креста, тогда как был он орудием унизительной и позорной казни. Действительно, изначально по людскому замыслу Крест был призван стать надежным и предельно жестоким способом изгнать из мира воплотившегося Бога. Он воздвигался как оружие победы смерти над жизнью. Крест - предел всего самого страшного, что случилось со Христом в Его Воплощении.  Но Крест - также и то самое славное, удивительное, поразительное, парадоксальное и необъяснимое, что произошло с Богом, ставшим Человеком: именно на нем совершилась спасительная для нас смерть Сына Божия по Его Человечеству, за которой последовало победоносное Воскресение Христа, даровавшее людскому роду вечную жизнь в Боге. Как говорится в «Слове на Воздвижение Честного Креста», приписываемом авторству святителя Иоанна Златоуста, «Крест водружался против Жизни, но через Крест даруется жизнь миру и смерть им умерщвляется; Крест воздвигался против Истины, но благодаря Кресту мир весь наполняется истиной; Крест приготавливался для уничижения Владыки, но Владыка распростер на нем Свои руки и всех привлек к Себе».

Крест был прежде проклятием, теперь же стал благословением. Почему? Да потому что ныне само проклятие, как пребывание человека в состоянии богооставленности, вне Бога и Его благодатных даров, оказалось пригвождено ко Кресту и на нем упразднено, уничтожено. Состояние проклятия силой и посредством Креста преобразилось и обратилось в состояние благословения от Бога, даруемого всем спасаемым. Уже более не «проклят… всякий повешенный на дереве» (Втор.21:23). Каким образом? Тем, что благословенный отрок Иисус, Сын Божий, переменил для нас проклятие в благословение.

С великим праздником, дорогие братья и сестры!

PS: Статья написана по материалам книги П.Ю. Малкова «Воздвижение Креста Господня. Антология». Рекомендуем к прочтению!



Поделиться: