Ее смерть «преобразилась и переименовалась в успение,
то есть успокоение, мирному сну подобное,
и в преставление, то есть как легкое переставление
от места на место, от места в мире видимом
в состояние мира невидимого».
Свт. Филарет Московский
С Праздником Успения Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы снова задумываемся о том, как уход из земной жизни может быть праздником.
Каждый, рожденный на земле, подвержен смерти телесной, от нее не спастись. Это следствие первородного греха, к которому причастны даже святые люди, который вошел с рождением и в естество Пресвятой Богородицы.
Каждый, рожденный на земле, воскреснет и может быть спасен, потому что душа его бессмертна. Это следствие искупительной жертвы Спасителя. И успение Пресвятой Богородицы с последующим воскресением и взятием на небо вместе с телом – первое свидетельство этому.
Ее кратковременную смерть святитель Филарет Московский характеризует как «легкий, кратковременный туман смерти, сквозь который ясно и величественно просиявает вечная жизнь».
Она умирает реальной телесной смертью, а в момент Ее смерти святая Ее душа, по законам человеческого естества, отделяется от святого и непорочного тела и восходит в пречистые руки Спасителя. Таким образом, Пресвятая Богородица стала причастницей телесной смерти, которая для Нее стала «переправой к бессмертию».
Именно так – переправой к бессмертию – видит свою грядущую кончину православный христианин. А то, каким будет это бессмертие, что ждет душу по воскресении, зависит от прожитой нами жизни. Поэтому и смерть надо воспринимать не как «безумный, лишенный всякого смысла конец жизни, … а как заключительный аккорд, финал земной жизни и переход в жизнь иную» (из проповеди на Успение Пресвятой Богородицы Святейшего Патриарха Кирилла). И этот «заключительный аккорд» звучит празднично и гармонично, если жизнь, которую он венчает, была прожита во славу Божию.
Поделиться: |