Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии

Дорогие братья и сестры!  

Сегодня удивительный день! Редко бывает, чтобы несколько значимых для православного человека событий сошлись одновременно, дополняя и раскрывая смысл друг друга.

Сегодня весь православный мир отмечает праздник происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Кроме того, это день начала Успенского поста. А для простого народа – это медовый Спас – начало сбора меда и его освящение.

Для того, чтобы разобраться в этом, рассмотрим сущность и повод установления этих празднеств.

Обратимся к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. Слово «происхождение» правильнее будет перевести с греческого как «предъисхождение», «несение впереди». О возникновении этого праздника прочтем в греческом Часослове 1838 года «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста».

С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (кроме января и сентября). Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа Происхождения Честных Древ Креста Господня и торжественного освящения воды, к которому в русской традиции присоединилось и освящение меда. Прежде всего нужно иметь в виду, что Медовый Спас - это первый день Успенского поста. Поэтому никаких весёлых гуляний и пиршеств по его поводу никто не устраивал. Первый свежесобранный мёд было принято относить в церковь для освящения.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами. Царь и князь в бою надеялись прежде всего не на силу своего войска, а на помощь Божию. Они шли на войну с молитвой, иконами Богородицы и Спасителя, причастившись Великих Христовых Тайн. Поэтому победа была воспринята обоими правителями как дар Божий. Еще больше уверились они в этом, когда узнали из писем друг другу, что чудесная победа произошла в один день.

Таким образом, мало кто знает о таком обилии ярких и значимых в православном мире событий, которые сегодня воспринимаются как один великий день благодарения Господу и Богородице за избавление от врагов и болезней, упование на спасение и милость Божию после смерти – успения.



Поделиться: