Великий Четверг

«Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Эти святые слова хорошо знает каждый христианин. Приходя ко Святому Причастию, мы с трепетом и благоговением произносим их. А сегодня, в Великий Четверг, вся Церковь Христова обращается с этой молитвой к Спасителю. «Днесь» - сегодня – Господь даровал нам  великое таинство – Евхаристию, дав каждому из нас возможность стать Его частью.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:"пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Мф. 26, 26–28

День воспоминания Тайной вечери вплотную приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Мы вспоминаем события Тайной Вечери, страшную ночь в Гефсиманском саду. Близится час суда и предание Христа на смертные муки.

В этот день мы стремимся, по возможности, провести в храме и утро и вечер. Утром, на Литургии, вместе со всеми православными причаститься Святых Христовых Тайн, очистить Причастием свою душу. Именно потому, что испокон веков в этот день души христиан становились чистыми, приобщившись к Великим Тайнам, этот день называют в народе «чистым четвергом» (обычай делать в этот день большую уборку в доме, ходить в баню сложился в безбожное время, когда сами понятия оставались на слуху, а смысл их подменялся).

У людей перед праздником уборка.

В стороне от этой толчеи

Отмываю миром из ведерка

Я стопы пречистые Твои.

Б. Пастернак.

Вечером Великого Четверга совершается самая долгая служба в литургическом годовом цикле - Утреня Великой Пятницы, или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение: все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа.

«Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим» - говорит об этом митрополит Антоний Сурожский. Далее восклицает: «…но какой ценой обходится любовь!».

Мы должны всегда помнить об этой страшной цене. Цене нашего спасения.



Поделиться: