Великая Среда

«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся,

 тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся,

и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает».

Каждый день Страстной седмицы – особенный. Самые страшные и скорбные события в истории человечества снова проживаются Церковью.Чтобы быть рядом со Господом в светлый день Его Воскресения, надо быть с Ним и в тяжкие дни Его страданий.  

В Великую Среду каждое сердце потрясено преступным решением одного из учеников Спасителя предать Его. В этот же день вспоминается Церковью и поступок жены-грешницы, омывшей ноги Учителя и отершей их волосами своими. Она возлила на голову его драгоценное миро, чем подготовила к погребению.

Глубокое покаяние - с одной стороны и страшное предательство - с другой. «Простерла блудница власы к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным, — одна, чтобы принять прощение, другой — сребреники…» - поется на службе этого дня.

Это два пути, по которым с тех пор идет человечество: покаяние и смирение перед Господом или самоубийственное следование за своими страстьми, которое приводит к гибели и душу и тело.

И не случайно в среду вечером в храмах проходит великое таинство исповеди. Приходя на него, мы, вслед за женой-грешницей, омываем слезами своими ноги Спасителя. Если каемся искренне.

Об исповеди и покаянии написано много. Но здесь хочется привести слова близкого всем нам человека – священномученика Ильи Четверухина. Много лет батюшка служил в храме Николы в Толмачах. Может быть, это слово «Об исповеди и покаянии» он сказал с амвона нашего храма. Прочтите внимательно эти боговдохновенные строки, они помогут Вам достойно подготовиться к исповеди и понять, в чем сущность покаяния.

«Исповедь — это то, что сделала преподобная Мария Египетская, рассказав Зосиме без всякого стыда, откровенно всю свою жизнь, все, что она считала противным Богу, а покаянием была ее жизнь в пустыне, все те подвиги, которые она понесла. Исповедь может быть без покаяния, исповедь не только духовнику, но самому себе, умственная, когда человек видит и сознает умом свой грех, но чувством стоит на стороне его и, исповедав, нисколько не думает перестать делать это, а продолжает делать то же самое. И покаяние может быть без исповеди, когда человек сознает всю свою мерзость, но не исповедуется, не открывает ее. На самом же деле исповедь и покаяние должны быть соединены. Не правы те, которые боятся часто исповедоваться и причащаться; сознавая свое бессилие исправиться, они предпочитают оставаться в грехе, чем отягчаться новыми обязательствами. Но нужно помнить, что исповедь и даже святое Причастие никаких новых обязательств не налагают на человека, кроме тех, которые есть на нем. Все обязаны стараться не грешить, независимо от того, исповедуются они или нет. Исповедь является не обязательством, а только поддержкой, она помогает исполнять обязательство каждого христианина — удерживаться от греха. Всякий знает, как легко бывает после исповеди, какой облегченной чувствует он свою совесть, и ему легче удерживаться от греха, но только до первого случая. После нового греха труднее удержаться от следующего, так как являются мысли: раз уже не удержался, чего уж теперь удерживаться. И пойдут «опять грехи один за другим. А если исповедь бывает редко одежда души станет совсем грязной, и под конец всякая сдержанность исчезает: чего уж церемониться со стиркой, коль уж все равно она вся черная, вся в пятнах... Чаще нужно устраивать стирку этой одежды, не запускать, держать ее в чистоте... Частая исповедь приносит большую пользу именно тем, что помогает человеку следить за своими грехами. Также и причастие святых Таин служит нам поддержкой в нашей внутренней брани, оно облегчает нам путь борьбы».

(Текст взят из книги О.С. Четверухиной «Слава Богу за все..» СТСЛ, 2016.)



Поделиться: