Об иконе «Богоматерь утоли моя печали»

Во второй половине XVIII века в Москве был широко известен образ Богоматери «Утоли моя печали». Различные варианты предания, опубликованные во второй половине XIХ — начале ХХ века1, свидетельствуют, что первая икона «Утоли моя печали», появившаяся на Руси, была привезена в Москву в XVII столетии. Подтверждение тому находим в Московских епархиальных ведомостях 1869 года2, в «Путеводителе» архимандрита Иосифа 1882 года3 и других дореволюционных изданиях, в которых упоминается о почитавшейся в XVII веке иконе «Утоли моя печали» из московской церкви Св. Николая Чудотворца «на Пупышах»4 . Сведений об этой иконе не сохранилось, поскольку архив храма сгорел после эпидемии чумы в Москве в 1771 году. До нас дошла икона, происходящая из Никольского храма «на Пупышах»5, которую современные исследователи датируют предположительно второй половиной XVII — началом XVIII века ( И. Л. Бусева-Давыдова) или концом XVII столетия ( Н. И. Комашко). Образ был чтимым, существуют списки с него, одним из которых является икона «Богоматерь Утоли моя печали», вероятно третьей четверти XVIII века6, из  храма-музея Св. Николая Чудотворца в Толмачах.

В 1769 году Екатерина Лазаревна Демидова, вдова московского купца 1-й гильдии Ивана Максимовича Демидова7, подала прошение на имя митрополита Московского и Калужского Амвросия с просьбой устроить придел в честь иконы «Утоли моя печали» в трапезной части толмачевской церкви. Поскольку в то время не дозволялось посвящать приделы Богородичным образам, в 1770 году на средства вдовы был устроен Покровский придел8. Икона «Богоматерь Утоли моя печали», ныне находящаяся в местном ряду иконостаса Покровского придела, предположительно была вложена Е. Л. Демидовой. Об этом косвенно свидетельствуют датировка, местоположение и описание иконы, составленное служителем Никольской церкви дьяконом Федором Соловьевым9: «Икона Богоматери „Утоли моя печали“ (по левую сторону царских врат в Покровском приделе), на кипарисной составной доске, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков, в ширину 8 ½ вершков. Письма древняго иконнаго. …Икона сия вделана в другую простую доску с изображениями некоторых праздников Богородицы и Ея явленных икон»10 .

На иконе достаточно хорошо сохранилась авторская живопись11. По-видимому, она была написана столичным иконописцем. Мастер создал яркий образ, колорит которого построен на сочетании глубоких, насыщенных красных, зеленых, синих цветов, активно использовано золотопробельное письмо. Лики, исполненные светлыми охрами, ассист на одеждах, золотой фон словно источают свет.

Как упоминалось выше, эта икона является списком с широко прославленной московской святыни из церкви Св. Николая Чудотворца «на Пупышах». При сравнении очевидно сходство композиции, цветовой гаммы одежд, мотивов орнамента. Отдельные детали являются «цитатами» реликвии Никольского храма «на Пупышах»: наклон головы Богоматери, положение рук, ног, изображение волос Марии, прядью спускающихся на левое плечо, рисунок складок на внешней стороне мафория, декоративная кайма на нем и др.

На иконе из  храма-музея в нижней части средника помещен текст молитвы, близкий тексту на образе из церкви Св. Николая «на Пупышах», но более пространный: «Утоли болезни много воздыхающия души моея утолившая всяку слезу от лица земли Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши Тебе бо всии стяжахом надежду и утверждение Пресвятая Мати Дево» (Октоих. Понедельник вечер, на стиховне, глас 5); «Не имамы иныя помощи не имамы иныя надежды разве Тебе Владычице Ты нам помози на Тебе надеемся и Тобою хвалимся Твои бо есмы раби да не постыдимся» (Служба с акафистом. Стихира, глас 612). Эти слова находят отклик в тексте на свитке Младенца: «Суд праведен судите милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему» (Пролог. Сентябрь, день 5). Помимо молитвенного обращения, данные надписи раскрывают смысл изображенного.

Образ из Никольского храма в Толмачах, являясь списком с московской святыни, со временем также стал чтимым. Об этом свидетельствует дьякон Федор Соловьев в книге о  Николо-Толмачевской церкви, поместив описание иконы и ее драгоценного убора в раздел «Святыни»: «Риза на иконе и убрус на Богоматери убраны узорами из жемчуга по фольге. Венцы на Богоматери и Богомладенце сребропозлащенные. На венце Богоматери накладная корона из мелких страз по серебру с тремя цветными камнями»13 . Вероятно, в 1834 году, во время перестройки трапезной части Никольского храма, к иконе была приложена рама с изображением Богородичных икон и праздников (слева направо сверху вниз): «Коронование Богоматери», «Богоматерь Иверская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Печерская», «Богоматерь Троеручица», «Богоматерь Донская», «Богоматерь Феодоровская», «Богоматерь Ахтырская», «Богоматерь Взыскание погибших», «Рождество Богоматери», «Успение Богоматери».

После закрытия в 1929 году Никольской церкви икона хранилась в фонде Третьяковской галереи. В  1990-е годы памятник был отреставрирован к открытию храма-музея и возвращен на историческое место. Образ Богоматери «Утоли моя печали» из храма Св. Николая Чудотворца в Толмачах, как и знаменитый протограф из церкви Св. Николая Чудотворца «на Пупышах», почитается и сегодня.

Н. Зараменская

Примечания: 

[1] Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. С. 70; Настольная книга для народа. СПб., 1887. С. 11; Лазурский Ф. Сказание об иконе Богоматери «Утоли моя печали» и празднование в честь ея в Полтавском Кафедральном Соборе. Полтава, 1911. С. 1; Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон / под ред. Е. Поселянина. СПб.: Книгоизд. П.П. Сойкина, б.г. Репринт. изд.: Киев, 1994. Ч. 1. С. 132–137; Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери / сост. С. Снессорева. Ярославль, 1998. С. 97–99 (текст печат. по изд. СПб., 1898).

[2] Московские епархиальные ведомости. 1869. № 11. С. 3.

[3] Архимандрит Иосиф. Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы и ея окрестностей. М., 1882. С. 153.

[4] Упоминается церковь с 1625 г., разрушена в первой половине ХХ в.

[5] Сегодня икона находится в московском храме Св. Николая Чудотворца в Кузнецах.

[6] Исследователи датируют икону по-разному: Г.В. Сидоренко относит ее к первой половине XVIII в. (см.: Третьяковская галерея: Путеводитель. Русское искусство XI – начала XX века. М., 2013. С. 249), И.Л. Бусева-Давыдова – к третьей четверти XVIII в., Н.И. Комашко – ко второй половине XVIII в (мнения двух последних специалистов высказаны в устной беседе).

[7] Принято считать, что усадьба И. М. и Е. Л. Демидовых находилась в Большом Толмачевском переулке, дом № 3. Это мнение ошибочно, поскольку известно, что здание по этому адресу было построено не позднее 1777 г. (или в 1770–1780-е).

[8]Соловьев Ф. Московская, Николаевская, в Толмачах, церковь. М.,1870. Репринт. изд.: СПб., 1994. С. 7–9.

[9] Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев (1846–1928), двадцать восемь лет служил  дьяконом в храме Св. Николая Чудотворца в Толмачах.

[10] Соловьев Ф. Указ. соч. С. 30.

[11] Исключение составляют незначительные потертости, мелкие поновительские вставки и тонировки. Вывод о состоянии сохранности памятника сделан сотрудником Отдела древнерусского искусства ГТГ С.В. Свердловой на основе визуального иследования.

[12] Служба со акафистом Пресвятой Богородице, совершаемая в день празднества святей чудотворней Ея иконе, именуемой: Утоли моя печали. М., 1909. С. 8.

[13] Соловьев Ф. Указ. соч. С. 30. Где находятся оклад и убрус сегодня – неизвестно.



Поделиться: