18 ноября 2014 года в Москве состоялось открытие Международного съезда православной молодежи

В Москве состоялось открытие Международного съезда православной молодежи, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 18 ноября 2014 года.

Для каждого Толмачевца 18 ноября — день особенно торжественный. Это важная дата в истории Русской Православной Церкви — 97 лет назад после более чем 200-летнего перерыва было восстановлено Патриаршество, на Всероссийский Патриарший престол был избран святитель Московский Тихон. В этот день, старец Алексий Зосимовский, почти 30 лет прослуживший диаконом в нашем храме, вытянул жребий на патриарший престол Святителю Тихону.

По словам Святейшего патриарха Кирилла, «18 ноября 1917 года стало точкой отсчета новой исторической эпохи в жизни Русской Церкви и православного народа нашего Отечества. Есть надежда, что нынешний съезд православной молодежи также станет новой отправной точкой в деле развития общецерковного молодежного служения, на ниве которого мы призваны трудиться».

Молодежи было немало — в форуме приняли участие около 10 тысяч юношей и девушек из всех федеральных округов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В числе гостей и делегатов съезда присутствовали лидеры молодежных движений, эксперты по общественным, религиозным и социальным вопросам.

Мероприятие проходило в павильоне № 75 на ВДНХ, где также была представлена и обширная культурно-образовательная программа: организованы тематические стенды и площадки, посвященные разным периодам истории России и Русской Православной Церкви, проведены мастер-классы и множество других мероприятий. Перед началом встречи с молодежью Святейший Патриарх Кирилл лично ознакомился с работой тематических площадок.

Подобное мероприятие проводится не в первый раз. Это уже третий Съезд в истории России. С каждым разом он собирает все больше молодых людей. Каждый Съезд — некое подведение итогов трудов на ниве просвещения подрастающего поколения.

Съезд сегодня собрал предельное количество молодежи, многие из них только сделали первые шаги к смыслам, истине, правде, а встреча с Патриархом — кульминация. Конечно, нашей молодежи, нашим детям хотелось бы слышать голос Предстоятеля Церкви, понять ее позицию по самым острым вопросам, которые, без сомнения интересуют каждого. Мне кажется очень важным то, что Святейший не боится этих встреч, не пытается „подогнать“ аудиторию под себя, как вы видите — здесь совершенно разные люди. Я думаю, что именно в таком открытом диалоге и может быть явлено истинное лицо русской православной традиции в 21 веке», — комментирует Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт Синодального отдела по делам молодёжи Московского Патриархата, Глава Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.

Денис, учащийся школы № 2097 г. Москвы, 15 лет:

«Я принял участие в таком мероприятии впервые. Мне очень понравилось выступление Патриарха Кирилла, оно направлено на воспитание патриотизма в молодых людях. Он затронул очень важные и актуальные темы, например, межличностные отношения. Особенно мне запомнились его слова о браке: „не нужно размениваться и набирать опыт“».

Патриарх Кирилл:

 - Всех сердечно приветствую. Еще недавно сложно было представить, что возможно собрать подобную встречу благодаря поддержке со стороны государства. В первую очередь это говорит о том, что у нас действительно существует православная молодежь. Это является свидетельством перемен. Тема молодежи сейчас очень актуальна. Мы собрались для того, чтобы услышать друг друга, посоветоваться, поделиться радостями и недоумениями. Результатом будут размышления на тему: где мы и куда мы идем в работе с молодежью. Хочу поделиться мыслями о жизни нашей молодежи. Мы живем во время доминирования информации в обществе, информационный фактор сейчас, зачастую, становится решающим. Если средства массовой информации о чем-то замалчивают — значит проблемы якобы нет. Если же говорят- значит заставляют заострить большое внимание на ней. Молчание задевает за живое потребителей информации. Всё это происходит из-за того, что информация стала сильным политическим орудием. Так как информация далеко не всегда несет в себе правду, не нужно погружаться в нее с чистым сердцем. В первую очередь призываю различать духов. Дьявол может одеваться в одежды ангела. Кто, например, против свободы? Никто. Но! Под красивой оберткой может находиться отрава, от которой можно погибнуть. Соотношения и правильная оценка информации должны быть способом защиты от негатива, несущегося из информационного потока. О качестве современной жизни: многое изменилось после появления мобильной связи. Технический прогресс усиливается, любая информация становится доступной после одного клика. С одной стороны это хорошо, но есть и опасные стороны, например, дефицит живого общения. Общение вызывается через социальную сеть, во время его отсутствия в реальной жизни. Этим мы можем вычеркнуть личный опыт общения с человеком, связать жизнь с тем, что нам не нужно. Личная жизнь несет духовный посыл, который просто не может передаться через социальную сеть. При живом общении мы в одном только взгляде на человека можем увидеть как дьявольский огонь, так и доброту. Можно ли это почувствовать при виртуальном общении? Нельзя допускать того, чтобы социальная сеть захватила другие возможности. Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности.

В связи с этим хотел бы несколько слов сказать о церковной жизни. Что такое приход? Что такое храм, богослужение? Это ведь не только молитва людей к Богу, но и духовная коммуникация друг с другом. Я помню, как в послевоенном Ленинграде, когда так было мало церквей и в храм набивались тысячи и тысячи людей, помню себя мальчишкой еще дошкольного, а потом и школьного возраста, когда стоишь долгую Литургию, зажатый со всех сторон, почти ничего не видишь, потому что ростом еще мал, и только воспринимаешь эту теплоту человеческих тел, какую-то особую атмосферу. И особое впечатление всегда на меня производил момент, когда вдруг это множество стесненных в силу обстоятельств людей и одновременно объединенных силой своей веры начинала петь Символ веры. Это было потрясающе. У меня до сих пор в ушах это пение тысяч и тысяч людей в ленинградских храмах послевоенного времени. Да, люди расходились по домам и не общались друг с другом по разным причинам, как, собственно говоря, мы и сейчас делаем: иногда приходим в храм, уходим и не общаемся друг с другом. Но даже это участие в молитве имеет не только вертикальное измерение — я и Бог, но и горизонтальное — я и тот, кто рядом со мной.

Так вот, для того чтобы уравновесить влияние виртуального мира, расширить опыт общения, нужно, чтобы наши приходы были реальными общинами. Я об этом говорю столько, сколько служу в архиерейском сане. А что для этого нужно? Нужно, чтобы жизнь прихода не ограничивалась только богослужением. Я ставлю это непременной задачей для нашего духовенства, чтобы в каждом приходе, мало—мальски организованном и способном самого себя поддерживать, существовала внебогослужебная повестка дня. Нам нужны внебогослужебные собрания с молодежью, может быть, с одинокими мужчинами и женщинами. Ведь это тоже очень важная социальная функция. Представьте себе старушку: у нее никого нет, ни родных, ни близких, все в прошлом. Включает телевизор — не может понять, что происходит, смотрит в окно — тоже не может понять. Где она как личность может себя реализовать, найти поддержку? В общении с другими. Разве работа с такими пожилыми людьми на приходе в небогослужебное время, организация в хорошем смысле их досуга — вместе с молитвой, не нужное дело для Церкви, для общества и даже для государства? Но если мы говорим о важности этого дела для людей пожилых, то насколько это важно для молодежи.

Нам не нужно соревноваться с какими-то конкурентами. Есть другие площадки, где молодой человек получает больше удовольствия, где веселее, и если Церковь будет себя сравнивать с этими площадками и пытаться конкурировать с ними, она всегда проиграет. Но внебогослужебные собрания молодежи, поскольку все это будет происходить и происходит в контексте духовной жизни людей, будут очень содержательными, очень положительно влияющими на ум и сердце, развивающими солидарность среди молодых людей.

Хотел бы несколько слов сказать еще об одной важной проблеме современности. Если их перечислять, можно назвать три проблемы: первая — это информация и ее влияние, второе — это стремление к удовольствиям, и третья — это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество. Три этих фактора сегодня определяют профиль современного общества и нередко — современного молодого человека.

Когда мы говорим о комфорте, речь идет, конечно, не о рационализации жизни. Ведь под комфортом можно подразумевать хорошо оборудованное рабочее место с хорошей техникой и многое другое, что помогает себя реализовывать, осуществлять свои профессиональные функции. Но не об этом речь. Речь идет не о предметах, а о мировоззрении.

Есть такое понятие — сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом — relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? — отдыхай». Для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги. И когда деньги появляются, на что их тратить? На достижение самых главных для человека целей. Если его главная цель — комфорт, он и будет тратить на это свои деньги.

Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин (см. Мф. 10:38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…

Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. И вы знаете, наверное, по фильмам, по книгам, сколько труда нужно альпинисту, чтобы вскарабкаться на вершину. А что происходит с человеком, который карабкается в гору? Он напрягает свои силы, он совершает подвиг над самим собой, а иногда и подвиг спасения своего ближнего. Вот так и крестоношение: без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства. Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy — путь к совершенству. Это — путь к деградации, и не просто личности — человеческой цивилизации.

Теперь мне хотелось бы сказать о такой важной теме, как межличностные отношения. Нет ничего незначительного в слове Божием. Каждая заповедь — как путеводная звезда в жизни, как луч света. Если кто-то попадал в ситуации, когда от луча света зависит твоя жизнь, поймет, о чем я говорю. Я попадал в такие ситуации, в физическом смысле, когда свет спасает — маленький огонек где-то вдалеке. Не увидел бы огонька, погиб бы. В каком-то смысле эти огоньки заповедей нас спасают, потому что при самом ярком, в том числе искусственном свете человек может оставаться в потемках, может не различать ценности, путать идеалы, может сбиваться с жизненного пути.

И возникает такой вопрос: а вот эти Божественные заповеди, такие несовременные, они что, тоже путеводные звезды? Ответ простой: только они путеводные звезды. Только на них ориентируясь, можно пройти по жизненному пути, спасти свою душу и достигнуть счастья.

Несколько дней тому назад, выступая в другой аудитории, я сказал: без нравственной основы не может быть человеческого счастья, отсутствие нравственности не совместимо со счастьем. Почему не совместимо? Ответ очень простой: Бог так захотел, потому что Он творил свободного и разумного человека, а не животное. В животном мире нет нравственного начала, но и там есть определенный кодекс поведения, связанный с физиологическими циклами организма животного. И иногда даже, наблюдая за этим поведением, мы поражаемся справедливости, которая царит в животном мире. Мы поражаемся любви матери к детенышу, тому, как маленькая птичка готова защищать своего птенца, бросаясь на человека или на большого зверя. Мы говорим, что это не нравственность — это Бог заложил такой механизм, в том числе и биологический: проходит какой-то период, исчезает материнский инстинкт, и зверь теряет любовь к своему питомцу. У человека же есть понятие нравственности. Если мы живем по этим нравственным законам, мы несем в себе потенциал счастья. Разрушаем этот нравственный закон в себе — теряем потенциал быть счастливым.

И здесь я хотел бы перейти к этой очень важной теме для молодых людей. Церковь не приемлет того, что называется гражданским браком или просто сожительством. Почему? Бог так не велел жить, вот и всё. Над этим можно смеяться сколько угодно, а можно поразмыслить. Давайте поразмыслим.

Почему люди вступают в эти отношения до брака и часто несколько раз? Ответ обычно такой: лучше жить с одной или с одним, чем болтаться. Другой ответ: ну, надо же все-таки как-то изучить человека. Но ведь что чаще всего происходит? Пожил с одним или с одной, и не получилось изучения. Со вторым пожил или с другой — снова не получилось. Ведь как часто молодые люди, как теперь принято говорить, меняют партнеров. А теперь давайте вдумаемся в самое главное и основное: в основе брака лежит любовь. Если нет любви — нет брака. А можно ли назвать любовью те отношения, которые не предполагают взаимной ответственности? Вот начали молодые люди, допустим, жить друг с другом и чувствуют: да, у них настоящая любовь, совершенно ясно. А почему не вступают в брак? Потому что есть скрытая от другого человека, как теперь говорят, от партнера, своя повестка дня, которая иногда начинается со слов: «А вдруг… А я подожду, у меня свои мысли».

Мне нередко приходится слышать трагические рассказы о том, как страдает один из партнеров (плохое слово, но употребляю его, потому что всем понятно), когда вдруг его бросает другой. Но ведь неслучайно бросает, потому что сам характер отношений без всяких обязательств и предполагает смену. И ведь иногда человек думает, что чем больше такого опыта, тем лучше. Это можно сравнить с тем, как многие считают, что очень хорошо как можно чаще стирать свою одежду. Но можно так ее застирать, в конце концов, что она потеряет всякий вид. А нравственное состояние человека, нравственное чувство — очень хрупкое. И его разрушение смертельно опасно для человеческой личности.

Сегодня всё вам говорит об этой теме иначе: телевидение, кинематограф, интернет. Всё направлено на раскрепощение самого, наверное, сильного инстинкта, который способен полностью управлять человеком в определенной ситуации. Но это не значит, что-то, что говорят, является правдой. Правда только там, где Бог.

У нас есть ужасная статистика разводов. Но у нас ведь никто не ведет статистики распада гражданских браков. А если посчитать, что представляет из себя наше общество, если соединить статистику распада гражданских отношений со статистикой распадов браков? Всё общество в состоянии развода. Это не может быть безразлично для нравственной природы людей и для состояния самого общества.

Отдаю себе отчет в том, насколько многим из вас трудно, может быть, это воспринимать сейчас. Но, по крайней мере, задумайтесь об этих словах, соотнесите ваше поведение со словом Божиим, с доверием отнеситесь к удивительным словам Спасителя: иго Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11:30). И, может быть, в короткий отрезок времени — пять, десять, пятнадцать, двадцать лет — это трудно понять, но когда человек проживает жизнь, он начинает понимать гораздо больше. Ведь мы всё поймем, когда перед нами откроются врата вечности. И тогда все эти слова станут убедительными и понятными, только время нам дается здесь для того, чтобы в вечности встретить Господа.

Думаю, что очень важным является умение радоваться и благодарить Бога. Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить. Христианство дает огромную энергию, оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу. Ее можно увидеть только тогда, когда ты используешь Божественный критерий в определении того, что есть твоя жизнь и жизнь других людей. И это состояние радости и благодарения Богу проистекает от доверия Господу. Недаром самое главное таинство Церкви — Евхаристия — в переводе означает благодарение. Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога, потому что слова «спасибо», «благодарю» являются самым правильными словами, которые человек обращает к Богу. А все остальное вторично — наши просьбы, и даже наши слезы. Потому что Бог проводит нас через жизнь так, чтобы максимально помочь нам обрести жизнь вечную.

На молодых Церковь возлагает надежду в связи с многими обстоятельствами. Я сейчас скажу неожиданную вещь. И я бы не сказал это еще пять или десять, тем более двадцать лет тому назад. Но чем больше я наблюдаю жизнь современных православных молодых людей, тем больше понимаю, что именно с молодым поколением нужно связывать формирование нового здорового православного образа жизни. Мы говорим об этом образе жизни давно. Я стал писать об этом еще в конце 1990-х годов, но до конца даже сам не понимал, что должен означать этот новый образ жизни. А теперь, взирая на вас, я понимаю, что у вас есть потенциал создать этот новый образ жизни. Не обязательно одеваться в костюмы XIX и ХХ века, чтобы демонстрировать этот образ жизни. Не нужно принимать никаких дресс-кодов, потому что дресс-код — это форма. Но наш внешний вид, то, как мы обустраиваем жилище, то, чем мы интересуемся, куда мы устремляемся, как мы воспитываем детей, насколько, будучи современными людьми, получающими хорошее образование, мы одновременно актуализируем свою веру в жизнь, — всё это определяет наш образ жизни. И думаю, что эту модель современного христианского образа жизни призваны создать вы.

А теперь хотел бы поговорить с вами о некоторых практических вопросах. Архиерейский Собор настаивает на том, чтобы в каждом приходе, который, конечно, может это организовать и поддерживать (потому что есть и небольшие приходы, сельские, материально слабые; но речь идет о тех приходах, где существует возможность построения общинных отношений), велась молодежная работа: чтобы существовала воскресная школа, осуществлялась социальная деятельность. И когда мы обо всем этом говорим, то возникает вопрос: а кто все это будет делать? У нас нет практически другого источника, другого потенциала, кроме потенциала нашей молодежи.

На мой взгляд, если говорить о приоритетах, то самое важное сегодня, чтобы молодежь на приходах участвовала в работе по приходскому консультированию. Мы это называем миссионерской работой на приходах. Как бывает: приходит человек с улицы в храм, встречает его иногда ворчливая старушка, а иногда не очень воспитанная работница за свечным ящиком (сейчас мы готовим и этих сотрудников к тому, чтобы они могли нести прихожанам доброе слово). Если человечек совсем не церковный, он приходит в эту среду и мало что понимает, потому что культура богослужения — это не его культура. Он уже смущен этими внешними факторами, а тут еще ему никто ничего не объяснит, не покажет, не поможет понять, что происходит. И возникла такая мысль: необходимо, чтобы в этих приходах были приходские консультанты, которые находились бы, может быть, рядом с этими свечными ящиками. И первое, что должен делать такой консультант — он должен видеть, кто входит в храм. Входит человек, который ничего не понимает, оборачивается по сторонам; к нему подходит этот приходской миссионер, консультант, который спрашивает: вы к нам пришли, а почему, что у вас случилось? Человек может ответить: вы знаете, вот мама умерла, надо мне что-то, не знаю… И это первый разговор с невоцерковленным человеком, который по доброй воле пришел в храм, очень важен. Мало того, что нужно сказать, что именно следует сделать, но, может быть, можно и нужно сказать нечто большее. А если не хватает времени, то, может быть, телефонами обменяться, а потом встретиться и пригласить в храм, на какое-то приходское собрание, будь то молодежное или еще какое-то, если в храме есть эта внебогослужебная повестка дня.

Сектанты ходят, занимаются так называемым миссионерством — хватают за рукава и тащат в свои организации. Мы этого не делаем. Но в наши храмы люди сами приходят, будучи неверующими, только посмотреть на красоту, увидеть все то, чего они не видят в повседневной жизни. И как важно встретить этих людей.

Это неограниченный объем реальной работы в Церкви, которую в первую очередь должны осуществлять молодые, но, конечно, подготовленные люди. И для этого при наших учебных заведениях мы открываем курсы в объеме полубакалавриата для обучения всех, кто желает, христианской миссии, социальной и молодежной работе. Почему полубакалавриат? Потому что если кто-то захочет дальше изучать богословские дисциплины, он имеет возможность получать образование уже не с первого, а с третьего и четвертого года, и получить степень бакалавра. Заниматься же приходским консультированием просто так, без подготовки, можно, но рискованно. Вот такая открывается сегодня возможность обучения, и я хотел бы, чтобы вы все об этом слышали: мы все ждем вас на приходах, с тем, чтобы вы вместе со священниками, часто с такими же молодыми, как и вы, несли свое служение.

И здесь я хотел бы особенно подчеркнуть важность работы добровольцев. Празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия дало нам замечательный пример работы добровольцев. Я очень люблю совершать богослужение, когда меня окружают добровольцы. Я их по-доброму называю свое гвардией. Люблю смотреть на их лица, люблю вместе с ними молиться. Эти люди много доброго делают в Церкви. И, конечно, потенциал этой волонтерской и добровольческой работы у нас далеко-далеко не исчерпан. Поэтому есть возможность для нынешнего поколения молодежи заняться тем делом, от которого будет зависеть будущее Церкви и народа нашего. Благодарю вас за внимание.



Поделиться: