Вещи, которые обязательно нужно успеть в жизни — протоиерей Николай Соколов | Православие и мир

Протоиерей Николай СоколовПротоиерей Николай Соколов2 октября молодёжный клуб «Донской» совместно с Московским финансово-юридическим университетом МФЮА провели встречу с протоиереем Николаем Соколовым на тему «Жизнь христианина в современном мире».

Зачем был создан Адам

Мир Божий многообразен, прекрасен и, увы, человеком искажён.

Когда Господь сотворил человека, он поселил его не на земле; для жизни на земле чего-то в человеке не хватало. А в Эдеме — саду, который Бог создал для человека — не было смерти. Эдем был радостен, и там Адам познавал мир.

Для чего же Бог создал человека? Один из переводов слова «Адам» — «эдом» — подставка подо что-то. Таким образом, человек создан как соправитель Богу. Неслучайно сказано: «Вам уготовано царство».

Но Адам своего предназначения не исполнил.

Теперь мы живём на земле. И сказано: «Тернии и волчцы произрастит она тебе». Это сказано не только о тяжести труда на земле: не прополол — и картошки тебе не видать. «Тернии» — это ещё и страсти. Только кажется: свободен от семьи, освободился от всех препятствий — ан, что-то к тебе цепляется.

У нас в душе остался свет Эдема, воспоминание о чём-то хорошем, и поэтому жить на земле нам очень тяжело. Но главное — найти мир в себе, в своей душе.

Как жить в мире

Жить в мире можно, нужно и должно. Жить можно по-разному, но нужно выполнять своё предназначение — по возможности преобразовывать этот мир. Жить в мире сложно, потому что он поражён смертью. Но мы должны помнить, что смерть для нас уже побеждена, над нами она не властна, она — просто переход в иное состояние. Но, совершая любые действия, мы должны помнить, что рано или поздно предстанем перед вечностью.

С другой стороны, у монахов есть такая шутливая пословица:

Келья — гроб,
Дверью хлоп!
Сижу — спасаюсь,
Ни с кем не знаюсь.

Мы должны помнить, что живём не для себя — рядом с нами есть наши близкие, разные люди, которые нам посланы. Мы и живём для тех, кого видим сейчас. Правда, часто мы любим других людей меньше, чем себя.

Вот, например, с вами мне общаться просто и комфортно, а однажды мы были на Пресне в пересыльной тюрьме. И вот я сижу, разговариваю с заключёнными и ловлю себя на мысли, что мне беспокойно; думаю, а вдруг кошелёк пропадёт. В общем, грешу.

Потом, конечно, я себя пересилил, и слова нужные тоже нашлись, но было очень тяжело.

Вообще, очень важно в нашей жизни найти человека, которого мы могли бы любить. И речь здесь не только о супруге, но о людях, которыми мы могли бы восхищаться, воспринимать их как некий идеал.

Нужно в жизни сделать кого-то счастливым, утереть хоть одну слезу, подать хоть стакан воды бескорыстно. Мы ведь как часто в жизни общаемся. «Ой, вот идёт человек, вот сейчас будет что-то спрашивать. Ой, а можно мимо пройду?»

Примеры бескорыстной любви

В жизни я видел всего нескольких людей, которые умели любить бескорыстно. Одним из примеров такой любви был митрополит Антоний (Блум). Бывало, перед ним сидишь, а он смотрит на тебя так, как будто готов прижать к своему сердцу. И ты думаешь: «Владыка, да я ж Вас раза два в жизни видел». Помню, ещё в хрущёвские времена митрополит Антоний приезжал и собирал молодёжь на квартире одного из священников. А суть дела была в том, что тогда никаких проповедей никто не говорил. Максимум, что может сказать священник с амвона: «Вот, сегодня мы прослушали такое-то Евангелие, поздравляю всех с праздником». Но духовных бесед, наставлений — такого не было.

И вот на встрече с владыкой мы собирались часов в девять-десять вечера — после работы. Говорили о духовном, он отвечал на какие-то вопросы. Бывало — оглянуться не успеешь — четыре часа утра. Квартира битком набита народом, никто не спит. И он никогда никому не отказывал. Бывало, устанет смертно, тогда только скажет: «А давайте встретимся завтра, и отвечу на все Ваши вопросы».

Ещё одним значимым для меня человеком был протопресвитер Виталий Боровой. Помню, на его лекции мы ходили, как на хорошее кино. (Я, правда, в кино много лет не был, но раньше бегал — было интересно). Лекции он читал редко, поэтому ему освобождали сразу четыре-пять часов, и он за пару дней начитывал курс. И помню: он начинал говорить, как будто перед ним проходила схема — города, лица, даты.

Он стал протопресвитером и начал проповедовать в Елоховском соборе, причём часто особо общался с молодёжью, народ часами к нему стоял. Власти этого не потерпели, и, конечно, через какое-то время из Елоховского его убрали. Причём отец Виталий был всегда невероятно скромным человеком: когда упоминали его учёную степень — доктор богословия, — он тут же говорил: «Ну какой я доктор? Я — фельдшер богословия.

Ещё один человек, о котором я часто и светло вспоминаю, — протоиерей Всеволод Шпиллер. Он также связан был с заграницей — некоторое время жил в Болгарии. Когда же он появился в Москве, его поставили служить в храм Николы в Кузнецах. Приход там был простой — рядом Павелецкий вокзал. А вслед за отцом Всеволодом туда потянулась молодёжь. Какие у него были проповеди на Пассии. Ах, какие же слова он употреблял — «трансцендентный», «имманентный». Да за такими словами как в словарь не залезть! Благодаря его молитвам сейчас существует Свято-Тихоновский университет.

Ещё одним знаменитым проповедником был протоиерейДимитрий Дудко. У него на Преображенке проповеди были вечерние, и после них он отвечал на вопросы. Потом записки с новыми вопросами соберёт — и назавтра опять отвечает. Его мотали по Москве из храма в храм, потом кинули в моё родное Гребнево. Арестовали, реабилитировали, потом заставили публично каяться…

Вот это примеры человеческого служения.

А ещё мы всё время должны помнить царя Соломона. Когда у него было всё — царство отца, богатство — он попросил у Бога мудрое сердце.

В финале встречи протоиерей Николай Соколов ответил на несколько вопросов из зала.

— Как Вы пришли к Богу?
— Я к Нему всё ещё иду.

Я воспитан в христианской семье. Отец у меня — священник в пятом поколении. Так что родился в христианстве, воспитан в нём и другого пути просто не представляю.

Конечно, охлаждения были. Помню, в юности был такой момент: чувствую, мне не хочется идти в церковь. У нас напротив дома был клуб, там крутили кино. Было Преображение, надо идти на всенощную, а на клубе висит афиша — «Крестоносцы» по Синкевичу. Ох, как же я тогда бежал обратно из храма в клуб! Правда, билетов уже не было, пришлось смотреть стоя в щёлочку двери. А ещё по дороге я так упал, что разбил все коленки — так спешил и Богу угодить, и кино посмотреть.

Правда, могу сказать, что на моём священстве отец никогда не настаивал. Я окончил школу, был даже в пионерах (в комсомол мы не вступали, потому что там ты уже взрослый, и сам решаешь), окончил консерваторию, работал в ансамбле у Клавдии Ивановны Шульженко.

А потом, поскольку в семье было уже двое детей, надо было определяться с работой. А тут как раз в Патриархии появилось место референта, а Патриарх знал моего отца. И вот, помню, он меня спрашивает: «А какие у Вас планы? Ну, поработайте у нас годика два». А получилось — двенадцать лет.

— Есть такие мусульманские секты, которые уничтожают людей, могилы пророков. Как мы можем им противостоять?

— А как бы Вы отнеслись к крестоносцам — людям, которые шли и грабили с крестом на плащах? Ими были разграблены и Константинополь, и Афон. И подобное было всегда и во все времена. Давайте даже не будем говорить о ваххабитах — мы с вами сейчас наблюдаем, как христиане уничтожают христиан, и все они крещены в водах Днепра.

Любому проявлению зла мы можем противопоставить только мир в своей душе, и это сильнее ответного залпа по врагам.

А вообще — не смущайтесь. Мир катится к своему концу, только сроков этого никто не знает. И люди начинают цепляться за всякие внешние мелочи — например, за три шестёрки на штрих-кодах.

А, кстати, знаете, откуда появилась эта цифра? Впервые шестьсот шестьдесят шесть сикелей упомянуто в Библии как вес золота, которое Соломон потратил на строительство храма. То есть, так обозначено просто золото.

— А как следует относиться к царебожникам? Ко всяким людям, которые считают, например, что Сталина и Грозного надо канонизировать?

— Нет, Грозного канонизировать нельзя, о его массовых казнях осталась масса свидетельств.

Другое дело, что у нас есть масса благочестивых апокрифов. Например, о том, что Иван Грозный убил своего сына. А на самом деле знаменитая картина Репина — вовсе не о царе Иване. Она написана в 1905 году как предупреждение Николаю II — начнутся массовые казни — и вот на кого он будет похож.

Кстати, императора Николая II мой дед видел, когда юнкером стоял в карауле Зимнего Дворца. Простой человек, очень нервный, курил много. И канизировали его сейчас не за правление, а за мученическую кончину.

Источник: http://www.pravmir.ru/protoierey-nikolay-sokolov-zhit-v-mire-mozhno-nuzhno-i-dolzhno/



Поделиться: