Из Италии в Москву будет принесена копия Туринской Плащаницы

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в субботу, 6 сентября 2014 года в храм сщмч. Климента из Италии будет принесена копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

6 сентября будет отслужена Божественная Литургия, после которой, в 11:00 перед святой Плащаницей, установленной перед главным Спасо-Преображенским Алтарем, духовенством будет совершен торжественный молебен, перед которым Плащаница будет официально передана храму (доступ народа ко Святой Плащанице будет осуществляться с начала молебна и до вечера, по мере количества желающих прикоснуться к Святыне).

В 17:30 Митрополитом Истринским Арсением, Первым Викарием Святейшего Патриарха будет отслужена Архиерейская Всенощная.

7 сентября, в Воскресенье – Божественная Литургия Архиерейским чином.

С 7 по 13 сентября с 11 часов утра перед Святой Плащаницей будут совершаться регулярные молебны и Святыня останется навсегда в храме для поклонения верующих.

(Это последняя из трех точных копий св. Плащаницы, которые существуют в Мире. Получив освящение от самой Плащаницы Господней и через церковный Чин Освящения, эта святыня обрела чудотворные свойства, позволяющие считать ее одним из подлинных Образов Христа Спасителя)


Протоиерей Глеб Каледа

Плащаница Господа нашего Иисуса Христа

"Се, лежит Сей на падение и 
восстание многих в Израиле 
и в знамение пререкаемое" 
(Лк. 2, 34)

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов - издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.

Она трижды горела и чудом сохранилась. Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле, стирали, - изображение оставалось.

История Плащаницы сложна и богата событиями. Важнейшие из них для верующих - погребение и воскресение Христа, а для всех - явление ее безбожному миру на пороге ХХ в.

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя - Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

"Святая Плащаница Христова, - размышлял он, - сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо".

Это было время, когда человечество отходило от веры. Мировоззрением становилась наука, развивалось убеждение, что в будущем, притом скором, по математическим формулам можно будет рассчитать движение всех частиц вселенной во времени и пространстве. В разговорах часто употреблялась формула "наука доказала". В разговоре с митрополитом Филаретом (Дроздовым) один очень самоуверенный молодой человек сказал: "А Вы знаете, Владыко, что наука доказала, что Бога нет?" Митрополит ответил: "Царь Давид тысячелетия назад писал: Рече безумец в сердце своем несть Бог".

Со второй половины ХIX в. заметно усилились антихристианские выступления в дворянских и интеллигентских салонах, в лекториях и печати. Широкое распространение получили и работы протестантских теологов, профессоров и доцентов (Штрауса, Фердинанда и Бруно Бауэров), отрицавших божество Иисуса Христа. Кроил Евангелие по своему уразумению Лев Толстой, заветной мечтой которого было основать новую религию. Образ сентиментального моралиста, любодея и любимца женщин рисовал Ренан в своей некогда очень популярной книге "Жизнь Иисуса". Он, как и Толстой, отрицал Божественность и чудеса Христа. Его произведение наш выдающийся духовный писатель епископ Михаил (Грибановский) назвал "Евангелием мещан". Успех этих и других подобных работ объясняется тем, что многие в обществе в своем земном самодовольстве и человеческой гордости не хотели принять Божество Господа нашего Иисуса Христа и Его чудеса, которые не в состоянии была объяснить детерминистская наука XIX и начала ХХ веков. Считалось, что миф о Христе возник вокруг исторической личности Иисуса из Назарета, - идея старая, берущая свое начало от первых веков, в частности, от Цельса.

Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени: "Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос - миф, а вот Я вам являюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу", - как бы говорит нам любящий нас Христос. 

Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: "Христос пришел к нам в дом". В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.  

Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа; исследования ее лишь дополняют и уточняют повествования четырех евангелистов. Кто-то назвал Туринскую плащаницу "Пятым Евангелием".

Сама ткань - это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в в течение II-I вв. до Р. Х. и до конца I в. по Р. Х. и получили название "дамаск". В более ранние и поздние времена они неизвестны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии ("богатый человек из Аримафеи" – Мф. 27, 57), и его уважении к Распятому.

Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани С14, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: ...блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Я вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его.

И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый Бакунин, кумир молодежи конца прошлого века, говорил: "Если Бог существует, - Его надо запретить".

Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Плащаница нужна для Фомы неверующего. А для того, кто отвергает Бога, она - неприятная заноза, о которой надо забыть. Есть люди, которые требовали прекратить публикацию материалов о Туринской плащанице.

Когда мы, православные, на ликующий пасхальный возглас "Христос воскресе!" отвечаем "Воистину воскресе!", мы свидетельствуем свою веру, а в песнопении "Воскресение Христово видевше" свидетельствуем о своем религиозном, духовном опыте. Он в нашем богослужении, наших молитвах и жизни, Он - в Таинстве Святой Евхаристии.



Поделиться: