Архимандрит Сергий (Соколов). Слово пред плащаницей. Московская Духовная Академия 1995 год.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

«Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…» - вот, что говорит нам святая Церковь, братья и сестры, в эти святые дни. Говорит потому, что все, что бы мы не пытались сказать сегодня у этого гроба должно померкнуть, как меркнет всякое слово и правда человека пред словом и правдой Божией. Ибо несоизмерерима вечная и всеобъемлющая любовь Божия, приводящая Сына Божия на Голгофу пострадать за все человечество с жалкими и временными всплесками нашей, ответной любви к Богу.

Осознаем же прежде всего то, что мы являемся вновь, по милости Божией, свидетелями великой тайны спасения мира. Спасение, соделанного через крайнее смирение, великие страдания, смерть и воскресение. Но чтобы воскреснуть, Сын Божий должен был принять смерть. И поэтому мы видим Его сейчас во гробе. Тот, Кто одевает небо облаками, обвит погребальными пеленами, Тот, Кого не вмещает вся Вселенная, заключен во гробе, бездыханен Тот, Кто дает жизнь всему миру.

Напрасно человек будет пытаться проникнуть в эту великую тайну и ответить на вопрос – почему Бог спасает мир, именно таким образом, Мы не можем знать этого, но можем и должны верить всему, чему нас учит Слово Божие. А Оно учит нас, что Крестом Христовым, вновь человек соединился с Богом, Крест соединил небо и землю. Оно учит, что Кровь Христова, пролитая на Голгофе, исцелила падшую человеческую природу. Более того, Христос заповедал нам отныне вкушать Его пречистое Тело и честную Кровь и через это становиться причастниками Божественной вечной жизни. Знаем мы и о том, что приступать к сей священной трапезе, человек должен достойно, то есть, предварительно очистив свою совесть и украсив жизнь свою добрыми делами. И всякий из нас знает, как трудно бывает изменить свою жизнь, смирить свою гордыню и начать идти по пути начертанном во святом Евангелии. А потому и сказал Христос: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». «Потому и узнают, что вы Мои ученики, да любовь имеете между собою», - читаем мы Его слова в другом месте Евангелия.

Итак, всем нам заповедана любовь, любовь как основа жизни в Боге. Это основной критерий в жизни христианина. Но много ли знаем о подлинно христианской любви? К великому сожалению, человек часто идет на поводу у своих чувств и желаний и руководствуется своей правдой, представляющей любовь, как нечто весьма приятное, и уж не в коем случае, не болезненное. А правда Божия говорит иное, оно говорит, что любовь истинная всегда жертвенна, т.е. сопряжена с некоторым ущемлением своих желаний. Истинная любовь всегда побуждает человека сделать добро другому, часто в ущерб себе. И пример такой любви, любви всесовершенной, явил миру Господь наш Иисус Христос. «Нет больше той любви, как если кто душу свою, положит за друзей своих»,  - читаем мы в Евангелии. И Господь отдал жизнь свою за всех нас, за каждого из нас, ибо то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, столь велико и таинственно, что простирается на все времена и не ограничено пределами древнего Иерусалима.

Но сейчас мы вспоминаем конкретный момент мировой истории. С орудия пытки и казни снимается безжизненное тело Христа Спасителя. Апостолы и жены мироносицы, среди которых Богоматерь, полагают Его на каменистую землю и приготавливают к погребению. Что чувствовали они в этот момент, какие мысли и сомнения переполняли их сердца? Обо всем этом святая Церковь напоминает нам особым молитвословием, называемым «Плач Богородицы». Прошли многие столетия с того трагического дня, но и по сей день сердце каждого христианина согревается особым чувством благодарности Божественному Страдальцу, когда мы слышим эти слова молитвы. Поэтому сейчас с особым чувством сердечного сокрушения о своих грехах, с чувством виновности вознесем (сейчас) свои молитвы пред святой плащаницей, испрашивая у Лежащего в ней прощения своих грехов и ниспослания нам подлинного духа смирения и любви. Аминь.

 

Фото 2014 года.

 



Поделиться: