Проповедь Священника Андрея Зуевского на Вербное Воскресенье 13 апреля

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Когда Господь на ослике въезжал в Иерусалим, все ветвями приветствовали Его и пели «Осанну». Но осёл «думал», что это ему поют «Осанну», его приветствуют.

И вот в этом явлении заключается фатальное трагическое кардинальное искажение того, как человек после грехопадения воспринимает собственную жизнь. Можно жить – то есть быть, как, в общем-то, и было заповедано, и было дано человеку, а можно жить -обладать, иметь и стремиться присвоить себе всего как можно больше. И вот это стремление обладать и иметь как раз и не дает человеку  настоящего, подлинного бытия.

 Если внимательно посмотреть на себя, на свою жизнь, на то, что у меня есть, то что можно увидеть? Прежде всего, я увижу что у меня есть моя душа, и ничего мне больше не дано так, как дана мне моя душа.  Моя душа - часть общего духовного космоса, часть духа. Душа принадлежит только мне, и никто, даже Сам Бог, не может без моего участия что-либо в ней изменить. В этом смысле жизнь каждого человека абсолютно уникальна, если он готов честно смотреть  на ту часть духовной земли, которая ему дана.

Но как мы используем эту землю нашу? Мы постоянно чего-то хотим, мы постоянно хотим присвоить себе что-то, хотим иметь что-то, чем-то обладать. Конечно, речь идет не только о материальных вещах, это было бы слишком просто. Мы хотим социального статуса, положения в обществе, мы хотим радоваться от осознания того, что мы этот статус имеем, проживаем и чувствуем. Мы хотим внимания к себе других людей, часто страстно хотим этого. .

Можно кого-то выбрать и страстно хотеть общения и внимания этого человека, оправдывая себя какой-то духовной пользой, еще чем-то. Но суть-то в том, что я хочу иметь, хочу обладать и хочу наслаждаться этим. Мы хотим удовольствия от вина, и жизнь без этого иногда представляется вообще не имеющей никакого смысла.

 Иногда я себя спрашиваю, что если я увидел, рассмотрел душу свою, понял, что это Бог дал ее мне, как надел, как некий сад во временное пользование, для того чтобы я привел все это в достойный вид, то что же мне делать, где искать в своей душе Бога? Какие должны быть для этого знаки, знания? Знаков никаких не может быть. Это тоже очень важно понять.

Все очень просто: Бог там, где трудно. И сразу любому человеку видно, где его основные слабости и немощи, которые не дают ему возможности  быть, присутствовать в вечности. Вот там и можно встретить  Бога. Просто нужно смело идти навстречу, не противостоять этому. В этом противостоянии человек проживает союз с Богом, и это самая высокая радость и самый высокий смысл, который может быть в жизни человека.

Каждый человек рожден именно для того, чтобы увидеть в своей духовной земле то, что мешает ему быть, и преодолеть это. Причем, преодолевая это для себя, он преодолевает это для всех людей без исключения. И если это делать честно и искренне, то всем людям на земле станет легче, лучше, радостнее, и будет больше смысла, больше красоты, больше Бога.

Человек – посланник Бога в мире, в котором правит зло. Смысл его существования заключается в том, чтобы достойно нести это посланничество,  которое заключается  в том, чтобы увидеть, что злое, уродливое есть в нем, и постараться  этому противостоять. Вот в этом, братья и сестры, и заключается Вход в Иерусалим для каждого из нас. В этом и заключается путь к благодати и смысл Евангелия.

Но, обратите внимание, те люди, которые пели «Осанна»,  они же и распинали Христа через неделю. И это тоже образ человеческой души,  нашей души. Когда Бог приходит, человек испытывает большую радость, и  в его жизни происходят чудеса. Но смысл-то вообще не в этом. Этим как бы Бог нам говорит, что Он есть. Смысл не в том, чтобы наши желания исполнялись, и не в том, чтобы в нашей жизни были чудеса, а в том, чтобы  мы научились делать то, чего от нас хочет Бог, а это как раз и связано вот с этими трудностями.

И в Евангелии было так. Пока были чудеса, пели «Осанна». Как только нужно было научиться любить врагов, быть милосердными, отказываться от себя, жертвовать собой, эти же люди Бога и распяли. И этот образ сохраняется в жизни каждого человека.

Так что дай Бог каждому из нас увидеть, рассмотреть, что в нашей душе не так, увидеть, какие именно сорняки все нам заслоняют, какого рода эгоизм, какого рода страсти заслоняют небо в моей душе. Дай нам Бог увидеть это и решительно приступить к тому, чтобы освободить землю свою и нашу общую от этого зла.

В этом и познается красота. Того, кто ее познает, ничто другое никогда уже не будет радовать в такой же степени. И такой человек, даже если будет падать, даже если будет оступаться, он всегда вернется к Богу и будет идти вот этим тесным путем. Но именно этим путем раскрывается наивысшая человеческая радость и смысл. Аминь.

 

 

 

 



Поделиться: