Проповедь Священника Андрея Зуевского в неделю преподобного Иоанна Лествичника 30 марта

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Как вы знаете, сегодня Церковь совершает память святого преподобного Иоанна Лествичника.  Сегодня все в Церкви говорит о восхождении, о восхождении человека к Богу. Но, прежде чем говорить об этом, и, тем более, прежде чем начать что-то делать, очень важно понять основные черты того восхождения, которое Господь заповедал человеку, того замысла, который о человеке существует.

 С чего начинается восхождение, с чего начинается путь? Конечно, можно сказать, что с первого шага, что «дорогу осилит идущий».  Но в современном мире для начала важно просто понять и поверить, что восхождение и путь вообще существуют, что есть чистота, и есть нечистота, что есть низ, и есть верх, что есть добро, и есть зло.

Стремление к чистоте рождается в человеке, оттого что он начинает называть вещи своими именами.  Одна из заповедей, которую Господь дал Адаму в Раю, это назвать предметы и явления этого мира и дать им имена. И заповедь эта не отменена до сих пор. Мы должны увидеть духовный мир и назвать в нем вещи своими именами: высокое – высоким, низкое – низким, добро – добром, зло – злом, чистоту – чистотой, нечистоту – нечистотой.

Но современный мир пытается навязать нам совершенно другой, свой взгляд на вещи. Он говорит о том, что нет никакого пути, нет восхождения, нет смысла, нет ничего высокого или низкого, нет ни добра, ни зла, ни верха и ни низа.  

 Один мудрый человек сказал более 100 лет назад, что приблизилось время последнего человека, самого презренного из людей, человека, который разучится презирать самого себя. Он говорит: «Мы изобрели счастье, изобрели комфорт. У нас нет никаких трудностей. Мы покинули места, в которых нам тяжело жилось. Мы живем и потребляем, потребляем удовольствия и радости этого мира». И вот такой взгляд на вещи, на явления этого мира начинает преобладать. Но для подлинного человека это не что иное, как духовная смерть, потому что просто человека не существует, есть только усилие быть человеком.

В определенном смысле наше сотворение еще не завершено. То, какие мы есть, и кто мы есть, станет ясно, только когда мы умрем, только в смерти. До этого нам заповедано становление. Для христианина это становление может быть разным. Разные пути есть у человека. Движение неизбежно в его жизни, но будет ли это восхождение, или падение, или движение по кругу – именно это и есть предмет нашего выбора.

Если мы христиане, то нам заповедано восхождение, которое начинается с того, что мы уже видим, где высота, и с того, что мы учимся любить ее и стремиться к ней. Вторым шагом человека на пути к Богу, когда он уже понимает, что высота есть, верит в это, принимает это. Появляется стремление понять,  в чем же для христианина заключается низкое, а в чем –  высокое.  Евангелие нам открывает, что низкое – это всегда эгоизм, а высокое – бескорыстие.

Через всю нашу жизнь проходит эгоистическое начало: «я», «мне», «мое».  Каждый день звучит: «мое удовольствие», «мое потребление», «мой социальный статус», «мой талант», «мое мнение о себе», «внимание других ко мне». В этом опора человека, в этом его наслаждение. Это позволяет достаточно бездумно существовать, но это сильнейшая иллюзия и мираж, ведь с таким сознанием человек обречен, он не может войти в вечность, потому что вечность, бытие и Бог бескорыстны.

Одна из важнейших мыслей Евангелия – Бог бескорыстен. Поэтому, если хочешь быть с Богом, нужно стремиться к бескорыстию. И мы начинаем пытаться внутренне меняться, каяться, мы приходим на исповедь, даже часто приходим, мы называем какие-то грехи, но зачастую подлинного покаяния не происходит, и хоть грехи-то мы называем, но все равно остаемся с ними.

И это происходит оттого, что мы не видим греховного корня, мы называем только вершки, только проявления греха. А корень заключается, в том числе, и в том, что мы неправильно воспринимаем себя в этом мире. Мы свою душу считаем своей, мы говорим: «Моя душа – это мое». А это не совсем так.

Григорий Богослов в трактате о душе человеческую душу называет «ответвлением Божества», а человека – «причастником Божественной воли». И, как вы помните, один из основных, ключевых образов Евангелия, это некий надел, который дается человеку во временное пользование, на котором он должен что-то сделать. И он обязательно будет что-то делать – хорошее или плохое.

Таким образом, душа человека – это некая часть духовного мира, часть духовной земли, открытая ему совершенно особым образом, для того чтобы в ней произошло что-то прекрасное и одновременно открытое и всем остальным людям. И что на этом наделе произрастет, зависит именно от каждого из нас.

Пока мы не приходим в сознание. Очень многие люди живут, так и не приходя в осознание, просто по инерции. И пока такое происходит, пока сознания происходящего в человеке нет, произрастает там то, что конечно же, отравляет душу человека, его жизнь и жизнь окружающих людей: алчность, распущенность, чревоугодие, гнев, уныние, тщеславие, гордость – процветает грех.

Если человек приходит в сознание, он начинает это видеть, он начинает понимать, что является источником зла и страдания для   окружающих людей, для всего мироздания, для всего духовного космоса.  И вот тогда начинается истинное покаяние.

Истинное покаяние заключается в том, чтобы часть вот этой духовной земли, которая дана мне, изменить, чтобы на ней расцвело добро, а источник зла иссяк.  Только при таком понимании возможно истинное покаяние.

Очень важно помнить, что никто – ни Ангелы, ни люди, ни Сам Бог не в состоянии на участке этой духовной земли что-либо изменить, ничего поменять, поэтому жизнь каждого из вас абсолютно уникальна, и родились мы именно для того, чтоб эту часть сада духовного сделать прекрасной.

Если же вы не успеете, все так навсегда и останется и будет являться источником зла для людей, которые будут жить на земле, и для тех, кто уже ушел. Поэтому дай нам Бог видения своего подлинного греха.

Еще очень важно помнить, что если, зная, что есть грех, есть зло в душе, тем не менее, не приступаем решительно к покаянию и оставляем все, как есть, надеясь, что Бог милостив, что сойдет и так, что будем каяться в других грехах, которые, в общем-то, на особо не свойственны, ну, так, формально, по инерции, то тогда никакого смысла в покаянии нет. Это непокаяние, не изменение себя, это, на самом деле, уход от покаяния.

Поэтому дай нам Бог видения, остроты духовного зрения, понимания, для чего мы родились, и что должны изменить. В этом наше призвание, для этого мы пришли на этот свет. Дай нам Бог понимания и сил это осуществить. Аминь!



Поделиться: