Икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева

 

 

Икона Пресвятой Троицы находиться в храме всего лишь четыре дня в году.  По договоренности с администрацией музея она ежегодно приносится в домовый храм музея с пятницы перед Троицкой родительской субботой и находится до престольного праздника нашего храма – Сошествия Святого Духа на апостолов.

Для этого образа, письма преподобного Андрея Рублева, был изготовлен специальный киот, поддерживающий необходимые климатические параметры, для наилучшей сохранности иконы.

В первые годы после изготовления киота, когда икона покидала приделы храма, чтобы киот не пустовал, была изготовлена ее «заместительница». Это древняя традиция связана с тем, что чудотворные образы очень часто покидали приделы своего храма на время крестных ходов.

Спустя некоторое время, решено было использовать этот уникальный климатический киот для временного пребывания некоторых чудотворных икон, хранящихся в собрании музея. Так, несколько лет подряд  выносилась икона Пресвятой Богородицы – Свенская. Но после «обретения» и реставрации Иверской иконы, происходящей с одноименной часовни на Красной Площади,  решено было поместить именно эту чудотворную икону в пустующий киот на постоянное хранение. Тем более, что по своим размерам он удивительным образом подходил под чтимую московскую святыню.

Таким образом,  этот киот является хранителем сразу двух удивительных икон – Пресвятой Троицы и Иверской.

Главная же страница, современной жизни иконы Живоначальной Троицы, связана с воздействием этого образа на человека и не только как памятника религиозной живописи.

Святой иконописец изобразил иную, запредельную реальность вечной жизни и Вечного Бога. Иконописец, в отличие от живописца, не просто мастер кисти. Он – святой человек, очистившийся от греха и страстей, имеет и опыт Богообщения.

Именно поэтому икону Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева невозможно понять, “прочитать” лишь умом, с любопытством рассматривая этот «сюжет». Только молитвенно предстоя перед ним, мы можем соприкоснуться с вечным, Божественным. Известный ученый, энциклопедист, священник Павел Флоренский писал: “Из всех доказательств бытия Божия самым убедительным, с моей точки зрения, является следующее – РАЗ СУЩЕСТВУЕТ ТРОИЦА РУБЛЕВА, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ БОГ”. И это высказывание – не просто слова. За ними стоит глубокий церковный опыт Богопознания. Ведь перед иконописцем открылась иная, запредельная реальность. И он, языком красок и линий, тонов и оттенков избражает нам ту, реальность, к которой приобщился он сам.

Именно поэтому, многие храмы и монастыри желают имеют хотя бы копию этой удивительной иконы.

В 2001 году епископ Томский и Асиновский Ростислав, в прошлом заведующий Церковно-Археологическим кабинетом Московской Духовной Академии,  испросил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на работы по воссозданию образа Живоначальной Троицы для г. Томска. Благословение Патриарха было получено. Епископ Ростислав вместе с Губернатором Томской области В.М.Крессом обратились с письмом к директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой разрешить работу иконописцам-копиистам со всемирно известным оригиналом иконы. Разрешение было получено. К работе были привлечены специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика Грабаря в Москве, в частности иконописец-реставратор высшей категории Марина Александровна Скутте. Чтобы не допустить привнесения и малейшего произвольного отступления от оригинала, икона копировалась в мельчайших подробностях, включая многочисленные утраты и следы многих реставраций, появившиеся на иконе за шесть столетий ее существования.

Марина Александровна в своих воспоминаниях о времени работы над иконой говорит, что икона, пройдя через горнило многих реставраций много и утратила. Особенно это касается нижней части иконы. При макросъемке, которая необходима для изготовлении копии иконы, открылось большое количество деталей, штрихов и линий, которые как считает реставратор принадлежат первоначальному изображению и по своему характеру наиболее приближены к манере письма святого  иконописца. Именно эти невидимые невооруженному человеческому глазу линии и помогли воссоздать образ, в некоторых местах даже реконструкцию, наиболее приближенную к первоначальному изображению преподобного Андрея Рублева.

14 июня 2003 года, в канун праздника Святой Троицы, в городе Томске, накануне  400-летнего юбилея, в город прибыла точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Теперь она постоянно находиться в Томском Богоявленском кафедральном соборе.

     

В древности на Руси многие города имели помимо собственных названий другие – выражающие их духовную значимость. Такие наименования зачастую были связаны с главными храмами или святынями этого города. Так Москву на Руси с любовью называли Домом Пречистой Богородицы (главный храм столицы – Успенский собор Кремля), а город Томск вполне мог бы быть назван также Домом Живоначальной Троицы, так как с самого своего основания был посвящен Триединому Богу.

В 1604 году повелением царя Бориса Годунова казацким головою Писемским и боярским сыном Тырковым основывается город-крепость Томск. В крепости воздвигается первый деревянный храм во имя Святой Троицы. В церкви помещается и икона Троицы, присланная самим Борисом Годуновым в благословение новому городу. Таким образом, город Томск был посвящен Пресвятой Троице. На протяжении веков икона Троицы бережно хранилась томичами и благоговейно почиталась как святыня. Со временем, когда первая томская церковь обветшала и была разобрана, икону перенесли в Благовещенский собор. Позднее она находилась в Никольской церкви Томска. Смерчем богоборчества в послереволюционные годы были уничтожены многие святыни. Не сохранилась и древняя икона Святой Троицы, когда-то положившая начало старинному сибирскому городу. Сегодня мы видим, что историческая справедливость восстановлена, благодаря Третьяковской галерее, бережно сохранившей образ Живоначальной Троицы и кропотливой работе реставраторов и иконописцев.

 



Поделиться: