Икона обретение мощей преподобного Сергия

Икона обретение мощей преподобного СергияИкона обретение мощей преподобного Сергия

Происхождение этой иконы в собрании Третьяковской галереи очень интересно. Из воспоминаний Галины Васильевны Сидоренко, сотрудника древнерусского искусства Третьяковской галереи, члена приходского совета храма: «В 80-ые, где сейчас расположен вход в дирекцию, была проходная, где по расписанию дежурила, как мы ее все называли, тетя Маша – заядлая курильщица. И, вот, в один из тех моментов, когда ее потянуло на свежий воздух пост остался под присмотром небесных сил, и, наверное, промыслительно. Возвращается на свой пост наш доблестный милиционер и видит, что при входе стоит упакованная, как она тогда подумала, картина. Таких много она повидала на своем веку, так что особого внимания на это не обратила. Да и ходили в те годы только свои, которые знали правила и оформляли все должным образом. Так и в этот раз, наша постовая подумала, что кто-то из сотрудников пошел оформлять пропуск на картину. Но прошел день, а за картиной никто не возвращался. Когда же вечером ее развернули, оказалось, что это икона, на которой изображено обретение мощей преподобного Сергия. Этим же вечером ее передали на хранение в фонд древнерусского искусства».

В начале 90-ых,  когда храм, после реставрации украшался иконами из собрания галереи, то и этому образу нашлось достойное место.

Из истории появления этой иконы, понятно, что определить мастера и происхождение этой иконы с точностью определить невозможно, т.к. в собрании древнерусского отдела нет прямых аналогий, с которыми можно было бы сравнить этот памятник церковного изобразительного искусства, но некоторые предположения сделать все же возможно.

На оборотной стороне иконы сохранилась надпись, которая скопирована на паспарту киота: «Сей образ был возложен на мощи преподобного Сергия 1852 года июля 1 дня». По этой надписи и ряду других изобразительных приемов сотрудники музея датируют эту икону серединой  XIX столетия. По креплению иконы и сохранности доски образа были сделаны выводы, что икона находилась не в церковном, но в домовом пространстве и является плодом заказа личного благочестия.

Публикаций, посвященной иконе, в научной литературе не было, но само изображение и краткое его описание, было опубликовано международным инвестиционным коммерческим Росита-банком в церковном календаре на 2000 год.

 



Поделиться: