Часть 2. Москва. 3-4 октября 1993 г. "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

В. Н. Волохов, "Муниципальная милиция в РФ", Раздел III

…По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой на доске от того стола, на котором во времена юности Спасителя совершало трапезу Святое Семейство. Когда Лука показал Пресвятой Богоматери свою работу, то Богородица ее благословила. До 450 г. икона находилась в Иерусалиме, потом в Константинополе, в XII в. она была привезена на Русь, в Киев. А когда князь Андрей Боголюбский решил основать на северо-востоке Руси владение, независимое от Киева, он взял икону с собой. Целью путешествия князя был Ростов. Но в десяти верстах от Владимира, в местечке Боголюбове, лошади, которые везли икону, внезапно остановились, не желая идти дальше. Тогда князь начал молиться перед иконой. Во время молитвы он получил от Богоматери повеление поставить икону во Владимире. Немедленно здесь был заложен храм Успения для пребывания чудотворной иконы. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы всегда пользовалась особым почитанием на Руси. Перед ней совершали молебны во время бедствий и нашествий врагов, просили избавить от «междоусобной брани». Князья брали ее с собой в походы. К иконе с молитвою прибегали в самые драматические времена для государства. И она всегда помогала: против Мамая (1380), Тамерлана (1395), хана Едигея (1408), царевича Мазовши (1451) и во многих других случаях, даже в наше атеистическое время.

Из всех этих событий наиболее полно летописи описали те, что были связаны со спасением Русского государства от полчищ Тамерлана, грозного покорителя Востока. В 1395 г. его многочисленное войско дошло до Дона и направилось к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич вышел со своими полками к Коломне и остановился на берегу Оки. Силы русских были гораздо малочисленней армии Тамерлана. Москвичи, устрашенные вестью о его несметном войске, молились Богу и Его Пресвятой Матери об избавлении от иноземного нашествия. Великий князь повелел доставить из Владимира в Москву чудотворную икону Божией Матери, которая не раз спасала Русь. За святой иконой отправилось духовенство Успенского собора Кремля. В день Успения (28 августа по современному календарю) началось перенесение иконы.

К Москве с иконой подошли через 10 дней. Вдоль дороги стояли коленопреклоненные толпы народа. Люди со слезами взывали: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Из Москвы навстречу иконе двинулся крестный ход. Шло все духовенство Первопрестольной в сопровождении великокняжеского семейства, шли бояре и простые люди. Икону торжественно встретили за городом и проводили до Успенского собора, где были продолжены моления о спасении Руси.

И решающая битва не состоялась. В то время как в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери, Тамерлан, задремав, увидел сон: на вершине огромной горы в лучезарном сиянии стояла Жена в окружении множества ангелов. Взглянув грозно на Тамерлана, Она приказал ему оставить пределы России. Тамерлан в страхе проснулся и, созвав мудрецов, спросил их, что значит это видение. Те отвечали, что Жена — это Матерь Божия христианская, Заступница земли русской. «Тогда мы их не одолеем», — сказал Тамерлан и велел войскам попорачивать обратно в степь.
Выдающийся русский историк С. М. Соловьев в своей многотомной «Истории России с древнейших времен» писал: «Тамерлан вышел из русских пределов в тот самый день, когда москвичи встретили образ Богородицы, принесенной из Владимира». В память об избавлении Руси от нашествия полчищ Тамерлана на месте, где чудотворная икона была встречена при перенесении ее из Владимира в Москву, основали Сретенский монастырь. А икону поместили в Успенский собор в Кремле, где она находилась до Октябрьской революции 1917 г.

В честь Владимирской иконы Божией Матери были установлены следующие празднества:

  • 21 мая (по старому стилю) — в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.;
  • 23 июня (по старому стилю) — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.;
  • 26 августа (по старому стилю) — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.

После Октябрьской революции Успенский собор был закрыт для богослужений, а икону отреставрировали и передали на хранение в Третьяковскую галерею. Владимирская икона Божией Матери помогла спасти Москву от фашистских полчищ во время Великой Отечественной войны.10 августа 1941 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове состоялся молебен в защиту родной страны от врагов. Митрополит Ленинградский Алексий во время литургии произнес слово. Вот что, в частности, он сказал:" Как во времена Дмитрия Донского, св. Александра Невского, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной Воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами».

По легенде, в декабре 1941 г. по приказу И. В. Сталина именно Владимирская икона находилась в самолете, совершавшем облет столицы перед началом контрнаступления советских войск. В результате успешных действий Красной Армии войска Германии были отброшены на сотни километров от Москвы. Тем самым было положено начало изгнанию фашистских захватчиков с нашей земли.

В годы Великой Отечественной войны начался процесс возрождения Православной церкви, отход от тотального атеизма. Как-то, работая в Государственном архиве РФ по поиску материалов для кандидатской диссертации, я обнаружил любопытный документ- письмо члена ЦК ВКП(б), редактора журнала «Безбожник», ярого противника христианства Е. М. Ярославского (Губельмана) от 23 июня 1942 г. Он просил Совнарком выделить средства на увеличение штата «Союза воинствующих безбожников». На письме была следующая резолюция: «В дело. Указание т. Чадаева (управляющего делами Совнаркома СССР. — Авт.): снять вопрос». Вскоре журнал был закрыт, «Союз воинствующих безбожников» распущен. Вне сомнения, что решение данного вопроса было согласовано с И. В. Сталиным.

4 сентября 1943 г. состоялось поистине историческое событие. В связи с этим отсылаю читателя к информации, опубликованной в газете «Известия» 5 сентября того же года:

«4 сентября с.г. у председателя Совета Народных Комиссаров СССР товарища И. В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины, Киевским и Галицким митрополитом Николаем. Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Православной церкви имеется намерение созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного Синода.

Глава Правительства товарищ И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий.
При беседе присутствовал заместитель председателя Совнаркома СССР товарищ В. М. Молотов».

В последующее время были проведены Поместные соборы, восстановлено патриаршество, избран Патриарх Московский и всея Руси, образован при Патриархате Священный Синод, созданы Академии и семинарии для подготовки кадров священнослужителей, открыто 22 тыс. приходов в епархиях, стал издаваться ежемесячный церковный журнал, проведено празднование 500-летия автокефалии Русской православной церкви и т. д. Можно прямо сказать, чтов период с 1941 по 1953 г. было настоящее церковное возрождение. Видимо, не случайно при редакционной правке собственной биографии И. В. Сталин подчеркнул: закончил «православную» семинарию.

Здесь я должен сделать небольшое, но чрезвычайно важное отступление для осознания судьбоносного значения восстановления патриаршества. Известно, что в период своего правления император Петр I отменил институт патриаршества в России. До него патриарх был вторым лицом в государстве, сидел рядом с царем. Это было несовместиом с абсолютизмом, который установил Петр I. Он учредил Синод, подчинявшийся только императору и управлявший церковными делами по его указанию. Таким образом, вся церковная власть перешла к назначаемому императором обер-прокурору и чиновникам синодской канцелярии.

Для того, чтобы Православная церковь вновь могла стать духовным руководителем народа, необходимо было освободить ее от опеки государства, ликвидировать подчиненный ему Синод и восстановить патриаршество. С трудом верится, но до И. В. Сталина идея восстановления патриаршества не возникала не только у представителей царской власти, но и у высших иерархов Православной церкви. А ведь в лице патриарха концентрировалось и обеспечивалось духовное единство российского народа. Думаю, что восстановление патриаршества и мирный исход противостояния в октябре 1993 г. имеют прямую и непосредственную связь.

После хрущевских гонений на православие при Л. И. Брежневе отношение к церкви стало постепенно меняться. В 1980 г. в Москве проходили Олимпийские игры. По Уставу международного Олимпийского комитета в Олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями. 2 июля 1980 г. в столице была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери, где среди других икон находился один из списков (копия) святыни. Не исключено, что молитвами Пресвятой Богородицы советские спортсмены одержали победу на Олимпиаде-80.

Вновь возвращаюсь к событиям 4 октября 1993 г. моей основной задачей по выполнению поручения Патриарха Алексия II и мэра Москвы Ю. М. Лужкова стало формирование группы надежных и профессионально подготовленных сотрудников из Управления муниципальной милиции. Времени было чрезвычайно мало, если не сказать, что не было совсем. А ведь еще предстояло обеспечить акцию соответствующим транспортом, договориться с ГАИ, проинструктировать людей.

Из воспоминаний старшего оперативного дежурного УММ подполковника милиции Н. И. Щетинина (в то время майора):

«4 октября заканчивалось мое дежурство в здании Управления муниципальной милиции на Баррикадной улице. Неожиданно по внутреннему телефону — а было еще утро — позвонил начальник УММ В. Н. Волохов. Как всегда, спокойно и в то же время с определенной долей твердости и уверенности в голосе он сказал: „Николай, срочно собирайся, едем на ответственное задание“. У нас не принято уточнять команды. Я быстро переоделся в гражданскую одежду, расписался за вынос оружия и стал ждать. Ждать пришлось недолго. Вскоре к подъезду подошел бронированный микроавтобус „Юность“. В него сели В. Н. Волохов, и другие наши сотрудники. Уже по дороге В. Н. Волохов объяснил нам поставленную задачу. А минут через 15–20 мы были уже в Третьяковской галерее. Пришлось подождать еще некоторое время, пока Виктор Николаевич решал какие-то вопросы в здании Третьяковки. Вскоре и нас пригласили вовнутрь галереи.
Со своим напарником я осторожно взял за углы икону. Она оказалась довольно тяжелой. Удивительно, но никакого волнения я не испытывал. Все мысли и движения были сосредоточены на одном — быть предельно осторожным, не уронить!

Мы внесли икону в автомобиль и через некоторое время прибыли на площадку перед папертью Богоявленского собора, или, как мы его привыкли называть, — Елоховского. Первое, что мы увидели, — это большая толпа людей. Многие из них стояли на коленях, целовали асфальт. Слышались громкие голоса. Я уже сейчас плохо помню, что они кричали, но отчетливо слышалось: „Спаси и помилуй!“ Началась служба, возглавляемая Святейшим Патриархом, коленопреклоненный молебен. Я видел рядом с Патриархом Ю. М. Лужкова, кажется, еще С. М. Шахрая, остальных не помню. Служба продолжалась где-то до 14–15 часов. После окончания молебна мы тем же путем возвратились в Третьяковскую галерею».

На меня, как начальника Управления муниципальной милиции и руководителя группы сотрудников по выполнению задания Патриарха Алексия II и мэра Москвы Ю. М. Лужкова, была возложена огромнейшая ответственность за успешное проведение этой святой миссии. Все время, пока шла служба, я неотлучно находился в храме, рядом с иконой. Более четырех часов Алексий II просил Богородицу защитить страну от гражданской войны, дать ей мир и спокойствие. Я видел, как Святейший предавался молитве, порой теряя сознание, — он совершал гражданский подвиг.

При вручении Святейшим Патриархом Алексием II мне ордена Святого благоверного князя Даниила Московского я обратился к нему с вопросом: «Ваше Святейшество, Вы неистово молились, просили Богородицу остановить кровопролитие, чтобы не гибли люди. А все-таки было убито, как мне известно, около 150 человек!» «Виктор Николаевич, — сказал Патриарх, — могло бы случится непоправимое. Богородица спасла Россию от гражданской войны и развала. Жертв могло быть огромное количество».

После этих слов ко мне пришло осознание того, какая катастрофа грозила не только России, но и всему миру. Вот почему это событие я считаю одним из самых ярких в моей жизни. И я горд тем, что был причастен к нему.

За годы работы по охране Патриарха как в его московской резиденции в Чистом переулке, так и в загородной — в Переделкино, а также во время его поездок по городу, стране и за рубеж у нас было много встреч, которые духовно меня очень обогатили и которые я ценю безмерно. Ранее у Патриарха не было государственной охраны. Все обращения Патриарха, связанные с обеспечением его безопасности, с честью выполняла муниципальная милиция Москвы.

Из письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начальнику УММ ГУВД г. Москвы В. Н. Волохову:

«Уважаемый Виктор Николаевич!
В период моего пребыванич в Казахстане (г. Алма-Ата, Кустанай) с 15 по 18 июня прошу откомандировать трех сотрудников Вашего Управления для выполнения своих обязанностей; в Женеве с 24 июня по 4 июля 1995 г. — одного сотрудника; в Твери с 8 по 10 июля — трех сотрудников; в Белоруссии с 22 по 26 июля 1995 г. — трех сотрудников; на Соловках с 19 по 24 августа 1995 г. — трех сотрудников; во Владимире с 9 по 10 сентября 1995 г. — трех сотрудников; в Серпухове 25 сентября 1995 г. — трех сотрудников».

Много часов я размышлял о том, каким же чудесным и непостижимым образом Владимирская икона Божией Матери на протяжении веков покровительствует нашему народу и России. Общепризнанно, что Богородица избрала своей постоянной и неусыпной заботой историческую судьбу православного русского народа. И не случайно, Ее иконописный образ хранится в самом сердце России — Москве.

Как православный человек и непосредственный участник событий осени 1993 г., я пришел к убеждению, что 4 октября достойно быть Днем Празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери — в память спасения России от угрозы кровопролитной гражданской войны.



Поделиться: