Спас на Ангаре

Разрушенные храмы в России не редкость. Но даже уничтоженные, они продолжают оставаться частями культурной мозаики страны. 

Если не удается восстановить стены, то можно воссоздать их историю. Изучение наследия — важное направление деятельности реставрационно-строительной компании «АльфаРекон». Евгений ЗАГОСКИН, один из руководителей фирмы, создал ретроспективу облика церкви Спаса Нерукотворного в селе Чадобец, что в низовьях течения реки Ангара и описал деятельность ее причта. «Культура» публикует выдержки из исследования.Часовня в деревне Яркиной. 1911Часовня в деревне Яркиной. 1911В фондах Кежемского историко-этнографического музея имени Кулаковой оказалась небольшая папка с документами, рассказывающими о деятельности причта церкви в селе Чадобец. Материалы уникальны прежде всего потому, что здание было разрушено в 1930-е. Это был второй по величине и один из старейших церковных ансамблей в Нижнем Приангарье, куда входили две часовни — в деревнях Яркиной и Пашутиной.Документы обнаружили случайно во время уборки на чердаке жилого дома, где они пролежали, судя по всему, более восьми десятков лет. Однако это не помешало им хорошо сохраниться. Хотя храм и часовни не дошли до нас, их историю и внешний облик можно восстановить, опираясь на материалы Красноярского краевого краеведческого музея и архивные данные.Как следует из данных музея, каменная, двухпрестольная, с приделом в честь Покрова Божией Матери церковь в селе Чадобец (Чадобское) Богучанской волости Енисейского уезда была построена в 1781 году. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм относился к стилю сибирское барокко.Документы Енисейской епархии свидетельствуют о том, что церковь  построили по инициативе ссыльных поляков. Среди них большинство, как ни странно, были православными.Причт Чадобецкой церкви вел активную деятельность, однако взаимодействие с крестьянским сообществом не всегда проходило гладко. Об этом, например, свидетельствует рапорт священнику Александру Масленикову от причта Спасской церкви о происходившем в деревне Яркиной. Исходя из документа, население прихода не всегда следовало указаниям церковного начальства, сказывалась отдаленность от административного центра. Материалы также дают представление о некоторых характеристиках часовни и, будучи дополненными фотографией из Красноярского музея, позволяют составить представление о том, как выглядела часовня в деревне Яркиной в 1911 году.Сооружение представляло собой срубную прямоугольную клеть, состоящую из собственно часовни с восточной стороны и пристройки слева. На крыше расположена луковичной формы небольшая главка с крестом. К часовне примыкают срубы «на связи», имеющие разную высоту, каждый под двускатной крышей с бревнами — охлупнями. Напротив крыльца — звонница на столбах под узкой двускатной крышей. Колокола нет. Культовая постройка обнесена изгородью из жердей.Документы показывают и внутреннюю жизнь причта Спасской церкви — отношения с прихожанами, деятельность местных священников, в том числе их обязанности. Среди последних важное место занимало представление в Енисейскую епархию метрических книг, исповедальных росписей по прихожанам, приходно-расходных книг на средства, поступающие в церковь, и тому подобное.К числу обязанностей священника, по всей видимости, относилась фиксация регулярности отправлений обрядов и соблюдения праздников, в частности Великого Поста и Причастия. К примеру, было обнаружено большое количество расписок об обязанности нести пост...Есть и документы, отражающие взаимоотношения между разными приходами, а также описывающие функции сельского священника, в частности обмен информацией о прихожанах с другими представителями епархии — например, для подтверждения законности регистрации брака. Эти материалы могут быть использованы при исследовании брачных кругов в регионе, так как показывают место выхода будущих супругов и их социальное положение.В документах содержится список с указанием числа прихожан в каждом населенном пункте, позволяющий уточнить деревни, относящиеся к приходу, численность и относительный половозрастной состав прихожан. Дополняет документы перечень всех родившихся и умерших в приходе с указанием места рождения/смерти, имени, данных родителей, причин смерти. Эти материалы позволяют реконструировать историю населения в приходе и воссоздать пофамильно состав населенных пунктов. Кроме того, они помогают интерпретировать демографические события. Так, например, в списках за март – октябрь 1898 года указано, что основная причина смерти в деревне Яркиной — тиф. Это может свидетельствовать об эпидемии. Имеется подобный список и за первую половину 1892-го. В нем фиксируется высокий уровень детской смертности. Среди причин упоминаются и такие, как «рак» и «угорел на мельнице».К числу статистических документов можно отнести и запись о результатах миссионерской деятельности причта. В ней указано, что в 1894 году было окрещено тунгусов: январь — 8 душ мужеского пола и 5 душ женского пола, в феврале — 8 душ м.п. и 3 души ж.п., в марте — 14 душ м.п. и 12 душ ж.п., а в августе — один еврей...
 


Поделиться:
 

Церковь и культура

В ноябре 2015 года в Кремле начались масштабные разрушительные процессы — демонтаж 14-го корпуса. Кому снос, а кому —...
Рады поделиться с Вами интересным событием, в котором православная соц.сеть «Елицы» выступает информационным партнером. В мае 2016 года в культурной...
Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбовской Божьей Матери. «Картина ужасного разрушения» За восемь с лишним веков она претерпела немало...
Тбилиси. 14 марта. ИНТЕРФАКС — Во время проводимых в Кварели (грузинский регион Кахети) на территории базилики V века раскопок археологи...
Москва. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Московско-Курская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невозвращения в Россию 16 икон, отправленных частным...
Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС — Колокольню и дом прихода в марте введут в эксплуатацию на территории церкви Космы и Дамиана...
Великий Новгород. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Новгородские реставраторы восстановили из сотен фрагментов разрушенную фреску Богородицы XV века из Софийского кафедрального...
Смоленск. 29 января. ИНТЕРФАКС — Выставка «Сальвадор Дали. Священное Писание» открылась в пятницу в смоленском культурно-выставочном центре имени Тенишевых. «За иллюстрирование...
Москва. 22 января. ИНТЕРФАКС — Предметы, принадлежавшие Владимиру Высоцкому, из коллекции Марины Влади будут переданы музею «Дом Высоцкого на Таганке»...
МОСКВА, 18 ноября — РИА Новости. Археологические изыскания будут проводиться на месте 14-го корпуса московского Кремля, археологические древности станут доступными...