hv

Утварь

Евхаристический комплект ГТГ

Евхаристический комплект состоит из следующих предметов: сосудов – потира, дискоса и звездицы, двух тарелей, а также лжицы и копия, которые поступили в Третьяковскую галерею из Музейного фонда Московского Отдела Народного Образования по акту от 16.10.1931 года.

Все литургические предметы, входящие в комплект, за исключением лжицы и копия, являются произведениями московского мастера Осипова Михаила, о чем свидетельствует его клеймо-именник с инициалами «М.О.». Известно, что в 1838 году этот «сусальных дел мастер» предъявил к клеймению в пробирную палату 57 фунтов 26 золотников серебряных изделий.

Определение качества металла производилось в Москве пробирным мастером Николаем Лукичом Дубровиным о чем, свидетельствует именник пробирного мастера «Н.Д» с датой 1838. Клеймо 84 пробы XIX века соответствует современной 875 пробе серебра.

Копие изготовлено в конце XIX века на фабрике, владельцем которой был серебряных дел мастер Рындин Митрофан Николаевич, где производилась в основном церковная утварь.

Каждый предмет комплекта представляет собой высокий образец декоративно-прикладного искусства XIX века, ориентированный на классическое искусство. Наиболее сложной является технология изготовления потира, где органично сочетаются приемы традиционной гравировки и чеканки с живописной эмалью и украшением стразами.

Потир

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, стразы; литьё, чеканка, гравировка, живописная эмаль, золочение.

Высота 415 мм; диаметр 149 мм

Потир представляет собой глубокую чашу с ажурной орнаментальной накладкой и гравированной надписью на венце: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕССМЕРТНОГО ВКУСИТЕ». Чаша соединена стояном с устойчивым основанием – поддоном. На ней в четырех медальонах, обрамленных стразами, эмалевые дробницы с поясными изображениями Господа Вседержителя, Богоматери, св.Иоанна и Христа в терновом венце. Литой стоян, в форме балясины, в основании чаши имеет розетку и украшен орнаментом с мотивом аканта и зернью. На поддоне чеканные изображения Страстей Христовых.

Дискос

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, гравировка, золочение.

Высота 135 мм; диаметр 244 мм.

Дискос представляет собой неглубокую тарель на небольшом стояне, соединяющим её с круглым поддоном. В центре чеканное изображение в лучах сияния «Воплощения Слова» – благословляющего Младенца Христа на шаре с Голгофским крестом в левой руке. Над Ним Господь Саваоф в облаках с херувимами и голубь – символ Святого Духа. Вокруг Христа славящие Его ангелы. По борту тарели гравирована надпись: «И СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ», разреженная резным орнаментом с пальметтами. Поддон украшен чеканным орнаментом из цветочных гирлянд с лентами.

Звездица

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, стразы; чеканка, живописная эмаль, золочение.

97 х 170 мм;

Звездица с дугами фигурной формы. Верхние части – решетчатые, на концах дуг – чеканные изображения херувимов. В месте соединения дуг круглая эмалевая дробница с живописным изображением Господа Саваофа.

Лжица

Москва. Первая половина XIX века.

Серебро; чеканка, золочение.

275 х 41 мм

Лжица имеет длинный стебель с фигурным расширением у основания чашечки, на котором чеканное изображение Распятия. На конце стебля лжицы чеканный крест с терновым венцом и сиянием.

Копие

Москва. Мастер Рындин Митрофан Николаевич. Конец XIX века.

Серебро, сталь; литьё, гравировка.

200 х 30 мм;

Копие имеет стальное лезвие с просеченным на нем крестом и колоннообразную серебряную позолоченную рукоять, увенчанную литым крестом и сужающуюся к месту соединения с лезвием. Рукоять украшена резным геометрическим орнаментом.

Тарель 1

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Диаметр 163 мм.

Тарель имеет в центре чеканное изображение в лучах сияния Голгофы с Распятием, с предстоящими Кресту Богоматерью и св. Иоанном Богословом. По борту тарели чеканная надпись «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО», разреженная орнаментом с пальметтами.

Тарель 2

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Диаметр 162 мм.

Тарель имеет в центре чеканное изображение в лучах сияния Благовещения с летящим в облаках архангелом Гавриилом, несущим восседающей на троне Деве Марии цветок лилии. По борту тарели чеканная надпись «РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ГОСПОДЬ С ТОБОЮ», разреженная орнаментом с пальметтами.



 

Церковь и культура

В ноябре 2015 года в Кремле начались масштабные разрушительные процессы — демонтаж 14-го корпуса. Кому снос, а кому —...
Рады поделиться с Вами интересным событием, в котором православная соц.сеть «Елицы» выступает информационным партнером. В мае 2016 года в культурной...
Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбовской Божьей Матери. «Картина ужасного разрушения» За восемь с лишним веков она претерпела немало...
Тбилиси. 14 марта. ИНТЕРФАКС — Во время проводимых в Кварели (грузинский регион Кахети) на территории базилики V века раскопок археологи...
Москва. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Московско-Курская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невозвращения в Россию 16 икон, отправленных частным...
Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС — Колокольню и дом прихода в марте введут в эксплуатацию на территории церкви Космы и Дамиана...
Великий Новгород. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Новгородские реставраторы восстановили из сотен фрагментов разрушенную фреску Богородицы XV века из Софийского кафедрального...
Смоленск. 29 января. ИНТЕРФАКС — Выставка «Сальвадор Дали. Священное Писание» открылась в пятницу в смоленском культурно-выставочном центре имени Тенишевых. «За иллюстрирование...
Москва. 22 января. ИНТЕРФАКС — Предметы, принадлежавшие Владимиру Высоцкому, из коллекции Марины Влади будут переданы музею «Дом Высоцкого на Таганке»...
МОСКВА, 18 ноября — РИА Новости. Археологические изыскания будут проводиться на месте 14-го корпуса московского Кремля, археологические древности станут доступными...
Поделиться: