hv

Прихожане храма

В XIX веке в Толмачевском приходе жили люди довольно зажиточные: дворяне, купцы, фабриканты. Так сложилось, что среди них было много незаурядных личностей, оставивших значительный след в истории не только Москвы, но и всей России. Еще с начала века культурный слой России стал расширяться за счет образованных купцов и промышленников, возводивших красивые дома, собиравших предметы искусства и библиотеки. В большинстве своем люди благочестивые, они украшали храмы, строили больницы и богадельни. Именно о таких людях и пойдет речь.

В первую очередь необходимо отметить почетного гражданина Москвы Алексея Семеновича Медынцева (1775-1854), который жил в Б. Толмачевском переулке, д. 5. Он в течение 40 лет до самой своей кончины в 1854 году был бессменным церковным старостой. При этом благоустройство церкви было предметом его постоянных, неусыпных забот и значительных пожертвований. Он был главным деятельным участником при построении трапезной церкви и колокольни, начатом в 1834 году. На его средства был выстроен церковный каменный двухэтажный богаделенный дом. Он вообще был очень добрым человеком, всегда давал в долг и даже значительные суммы, причем несостоятельных должников частенько прощал. Его дети Алексей Алексеевич и Михаил Алексеевич также принимали деятельное участие в благоустройстве храма. Оба они увлекались искусством, были коллекционерами и дружили с Павлом Михайловичем Третьяковым. Алексей Алексеевич Медынцев стал старостой храма после кончины своего отца.

Много лет жил в приходе потомственный почетный гражданин Москвы Андрей Петрович Шестов (1783 – 1847), купец 1-й гильдии, коммерции советник, Московский городской голова (1843 – 1845). За свою особенную правдивость, честность и разумную основательность в делах он заслужил большое расположение и любовь москвичей. Он вместе с братом был одним из главных жертвователей при постройке храма в 1834 году. Алексей Петрович скончался в 1847 году и похоронен в подклете Троицкой церкви Свято-Данилова монастыря. В 1851 году его дом был куплен Третьяковыми.  

В приходе до 1842 года жил и почетный гражданин Москвы Борис Васильевич Страхов. Кроме заботы о храме он отличался своей благотворительностью. В 30-е годы, когда в стране свирепствовал голод, он продавал хлеб по очень низким ценам, а иногда даже отдавал совсем неимущим даром. Кроме того, он заботился об арестантах, содержащихся на Московском этапе, и каждую неделю посылал им немалую сумму денег.

С 1834 по 1846 годы в Толмачевском переулке жила семья Рубинштейнов. Приехали они из Молдавии. Отец Григорий Романович Рубинштейн открыл карандашную и булавочную фабрики. А у сыновей его Антона и Николая оказались блестящие музыкальные способности. Первоначально их учила мать, которая имела хорошее музыкальное образование. Дети с самого раннего возраста начали выступать публично. Антон Григорьевич впоследствии основал в Санкт-Петербурге консерваторию. Николай   Григорьевич Рубинштейн остался в истории музыкальной жизни Росси, как основатель Московской консерватории, ее первый директор и педагог. Николай Григорьевич был выдающимся пианистом с необычайно широким и разнообразным репертуаром. Он был основным исполнителем многих сочинений своего близкого друга – П.И. Чайковского. Последнего с Рубинштейном связывало шестнадцать лет тесной дружбы. Интересно и то, что Н.Г.Рубинштейн и П.И.Чайковский были близкими друзьями П.М.Третьякова, и оба они часто бывали в Толмачах. П.И.Чайковский даже стал родственником Павла Михайловича и крестил его дочь.

А в 1870-х годах старостой прихода стал купец Андрей Николаевич Ферапонтов. Его дед Игнатий Ферапонтович Ферапонтов, торговавший в начале XIX века антикварными книгами в лавочке близ Спасских ворот Московского Кремля, получил большую известность, как выдающийся букинист. Современник так оценивал его деятельность: «Не было такой печатной книги до времен Петра, которой бы Ферапонтов не имел в своих руках: он заслуживает общую благодарность за то, что без его старания, быть может, многие сотни важных книг пропали совершенно от нерадения, ибо лет за 40 перед этим весьма немногие думали о собирании оных». Внук же его занимался распространением только духовной литературы. Он был очень рачительным старостой и много сделал для обновления и украшения храма.

В приходе жили также и другие богатые купцы и промышленники: мануфактурщики Лосевы, рыбники Колгановы, Булочкины, Протопоповы, Никифоровы, которые всегда поддерживали храм материально.

Среди прихожан выделялась семья талантливого публициста и выдающегося общественного деятеля, одного из столпов и идеологов славянофильства Юрия Федоровича Самарина (1819 – 1876), который жил в то время в доме своей родной сестры графини Марии Федоровны Соллогуб в Большом Толмачевском переулке. Этот большой и красивый дом, чудом сохранившийся, до сих пор, принадлежал когда-то семье известного заводчика Демидова. От Демидовых он перешел к Е.И. Загряжской, тетке Натальи Николаевны Гончаровой (жены А.С.Пушкина). Унаследовав после смерти мужа значительное состояние, М.Ф. Соллогуб в 1857 году приобретает эту богатую усадьбу. С тех пор в ней и поселяется многочисленное и дружное семейство Самариных. Особняк М.Ф. Соллогуб становится популярным литературно-политическим салоном. В 70-х годах Х1Х века в этом доме собирается цвет московской интеллигенции. Завсегдатаями салона были философы, историки и общественные деятели: князь И.С. Черкасский, Аксаков со своей супругой Анной Федоровной, дочерью поэта Ф.И. Тютчева, бывшей фрейлиной при дворе Николая I и Александра II, одной из умнейших женщин своего времени. Там бывали также С.М. Сухотин, братья Васильчиковы, Бутурлины, князь Оболенский и многие другие известные деятели. В конце 70-х годов в этом обществе стал появляться еще молодой, но уже получивший известность философ Владимир Сергеевич Соловьев. Самарины были истинно верующими православными людьми и часто приглашали к себе в дом настоятеля Толмачевского храма отца Василия Нечаева вместе с дьяконом Федором Соловьевым для совершения богослужений и молебнов. После богослужений отец Василий и отец Федор оставались в гостеприимном доме и принимали участие в интереснейших беседах, которые вели завсегдатаи этого дома.

В 1882 году этот дом вместе с прочими постройками, садом и земельным участком был продан Марией Федоровной Московскому учебному округу, и его заняла 6-я Московская мужская гимназия. Из стен этой гимназии вышли видные деятели науки и культуры: Н.Д. Зелинский, Г.И. Чулков, С.Т. Шацкий, И.С. Шмелев, Вс.И. Пудовкин, Н.Н. Дурново и многие другие. Появление шумной и многолюдной гимназии было большим событием для Толмачей: в церкви появились новые интеллигентные богомольцы, так как преподаватели этой гимназии, жившие по большей части поблизости или в ней же, стали прихожанами Толмачевской церкви. В гимназию приходил свой священник-законоучитель, но при совершении молебнов и богослужений он приглашал себе в помощь Толмачевского диакона – отца Федора. Гимназия эта просуществовала до революции. Впоследствии, она была преобразована в школу, в которой учились и старшие сыновья последнего настоятеля храма до его закрытия в 1929 году священномученика Ильи Четверухина. В настоящее время хозяином этого особняка является Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

Однако самым известным и значительным прихожанином храма был, конечно, Павел Михайлович Третьяков. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы были потомственными купцами. Их родовой дом сохранился и до сих пор (правда, в неважном состоянии) в Замоскворечье в 1-м Голутвинском переулке (д. 12/16). Третьяковы торговали льняным полотном. Поселились они в Лаврушинском переулке, в бывшем доме купцов Шестовых в 1851 году. Переехали же они сюда потому, что готовились к свадьбе старшей сестры и хотели иметь большой вместительный дом. Усадьба Третьяковых размещалась непосредственно рядом с церковью. Так Павел Михайлович Третьяков стал прихожанином Никольского храма в Толмачах и оставался им до самой смерти, последовавшей в 1898 году. Сразу после переезда в Толмачи Александра Даниловна Третьякова вместе со своими сыновьями Павлом и Сергеем пожертвовали деньги на перестройку Николо-Толмачевского храма, которая в то время была в самом разгаре. В 1854 году П.М. Третьяков начал приобретать картины. Тогда он собирал полотна старых голландских мастеров. Но вскоре целью его жизни стало создание русской национальной художественной галереи. И такая галерея была им основана в 1856 году. Когда в 1892 году умер Сергей Михайлович Третьяков, Павел Михайлович унаследовал собрание его картин и разместил их в своем доме в Лаврушинском переулке. В том же году он передал всю совместную коллекцию в дар Москве. До 1918 года она называлась Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. Одна только картинная галерея могла увековечить имя Павла Михайловича, как величайшего благотворителя, но Третьяков еще опекал неимущих, жертвовал на университетский музей античного искусства – предтечу Музея изящных искусств на Волхонке, на нужды семей воинов, погибших в Крымскую и Русско-Турецкую войны, содержал Арнольдовское училище для глухонемых на Донской улице. Свой капитал еще в 1860 году он завещал не только на содержание и развитие галереи, но и на приданое для выдачи в замужество «бедных невест, но за добропорядочных людей». Половину своих средств Павел Михайлович завещал на благотворительные цели. На его деньги в 1912 году был построен приют для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей художников, носящий имя Третьякова. Это здание в Лаврушинском переулке (д. № 3) сохранилось до наших дней. И сам Павел Михайлович, и все его многочисленные чада и домочадцы были глубоко религиозными людьми. Они усердно посещали храм. Из двора усадьбы через специальную калитку можно было пройти прямо в церковный двор. Как ревностные прихожане, все члены семьи Третьяковых регулярно пользовались этой калиткой. Для того, чтобы полнее представить себе образ Павла Михайловича, как христианина, приведем выдержку из статьи бывшего диакона Толмачевского храма отца Федора, напечатанной в мартовском номере журнала «Душеполезное чтение» за 1899 год в связи со смертью П.М. Третьякова. Он, тогда уже иеромонах Алексий, вспоминает, в частности, следующее: «Мне пришлось долгое время жить в одном с Павлом Михайловичем Николо-Толмачевском приходе. В моем сознании при воспоминании о нем встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной, воздержанной жизни, исполненной благой энергии и трудов, и, главное, образ человека, сочетавшего владение богатством внешним – материальным – с нищетой духовной, которая есть смиренномудрие, и о которой Спаситель наш вещает в своих Евангельских заповедях».

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950), русский писатель. Родился и вырос в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. Жили они в доме 27 по Старомонетному переулку. Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в 6-й Московской гимназии в Б. Толмачевском переулке. В книге «Лето Господне», обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. В психологических переживаниях персонажей Шмелева открывается душевно-духовная жизнь православного христианина. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. И все эти впечатления Иван Сергеевич получил, еще живя в Толмачах. Бюст И.С. Шмелеву установлен сейчас напротив библиотеки Ушинского.

Николай Николаевич Дурново родился в 1876 году в Замоскворечье. Он, выдающийся российский лингвист, член-корреспондент АН СССР (1924), академик Белорусской АН, вначале своего научного пути занимался преимущественно русской диалектологией, историей русского и славянских языков, русской морфологией, теорией грамматики, а также древнерусской литературой. Совместно с Д.Н. Ушаковым и Н.Н. Соколовым он в 1915 году составил первую карту русских диалектов. Николай Николаевич был духовным сыном старца Алексия Зосимовского. В 1937 году он был расстрелян под Медвежьегорском.

 

О.С. Четверухина

 



 

Церковь и культура

В ноябре 2015 года в Кремле начались масштабные разрушительные процессы — демонтаж 14-го корпуса. Кому снос, а кому —...
Рады поделиться с Вами интересным событием, в котором православная соц.сеть «Елицы» выступает информационным партнером. В мае 2016 года в культурной...
Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбовской Божьей Матери. «Картина ужасного разрушения» За восемь с лишним веков она претерпела немало...
Тбилиси. 14 марта. ИНТЕРФАКС — Во время проводимых в Кварели (грузинский регион Кахети) на территории базилики V века раскопок археологи...
Москва. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Московско-Курская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невозвращения в Россию 16 икон, отправленных частным...
Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС — Колокольню и дом прихода в марте введут в эксплуатацию на территории церкви Космы и Дамиана...
Великий Новгород. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Новгородские реставраторы восстановили из сотен фрагментов разрушенную фреску Богородицы XV века из Софийского кафедрального...
Смоленск. 29 января. ИНТЕРФАКС — Выставка «Сальвадор Дали. Священное Писание» открылась в пятницу в смоленском культурно-выставочном центре имени Тенишевых. «За иллюстрирование...
Москва. 22 января. ИНТЕРФАКС — Предметы, принадлежавшие Владимиру Высоцкому, из коллекции Марины Влади будут переданы музею «Дом Высоцкого на Таганке»...
МОСКВА, 18 ноября — РИА Новости. Археологические изыскания будут проводиться на месте 14-го корпуса московского Кремля, археологические древности станут доступными...
Поделиться: