Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житиемСвятитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житиемСвятитель Николай – один из почитаемых святых на Руси. Согласно церковному преданию, он жил во второй половине III – первой половине IV века, был архиепископом малоазийского города Миры в Ликии. Почитание святого было широко распространено в Византии, а после принятия крещения и на Руси. Сегодня почти в каждом храме можно встретить изображение этого чтимого святого.

Одна из древнейших икон церкви Сошествия Святого Духа (Николы в Толмачах) – «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием». Находится она в Никольском приделе, слева от иконы «Богоматерь Иверская». Специалисты Третьяковской галереи датируют ее первой четвертью XVII века. Есть основания предполагать, что икона являлась храмовым образом деревянной церкви в Толмачах, которая до перестройки в конце XVII столетия была посвящена св. Николаю.На это косвенно указывают поступление ее из Никольского храма в Третьяковскую галерею в 1930 году, датировка, описание святыни, сделанное Федором Алексеевичем Соловьевым, во второй половине XIX века служившим дьяконом в Толмачах. Он писал: «Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка»[1].

Житийная икона Николо-Толмачевского храма обладает рядом особенностей, отразивших особое почитание знаменитой святыни города Можайска – деревянной скульптуры св. Николая ХIV века.

В среднике представлен образ святого, известный под названием «Никола Можайский». Такой тип изображения архиепископа в иконописи связывают со знаменитой деревянной скульптурой из Можайска[2]. Согласно преданию, опубликованному в XIX веке, создание резной статуи вызвано событием из истории Можайска. Город был осажден неприятелем, для укрепления духа его защитников и устрашения врагов святой чудесно явился стоящим в воздухе над храмом с мечом в одной руке и собором, обнесенным стеной, в другой. Неприятель бежал, а жители «в благодарное воспоминание могущественного предстательства за них святителя Николая, вскоре сделали резное изображение чудесного явления его»[3].

Ранним и, возможно, первым изображением Николы Можайского в древнерусском искусстве является деревянная скульптура ХIV века, которая до 1933 года находилась в Никольском соборе Можайска. В 1933 году она была вывезена Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ, откуда в 1934 году поступила в собрание Третьяковской галереи[4]. Ныне ее можно увидеть в Сокровищнице. На иконе храма-музея достаточно точно воспроизведена древняя святыня ХIVстолетия. Об этом свидетельствуют поза святителя, цвета личного (на лике сохранились фрагменты росписи) и одежд (фелони, подризника), абрис фелони, украшение епитрахили и палицы растительным орнаментом[5]. Согласно писцовым книгам 1595–1598 годов скульптура находилась «в киоте, с деяньем»[6]. То же мы видим на храмовой иконе: изображение святого помещено в пятилопастную арку, которая имитирует резной киот, вокруг житийные клейма. Такое «цитирование» можайской реликвии – особенность толмачевского образа.

Достаточно традиционен состав житийных клейм, большая часть которых посвящена чудесам святого. Повествование начинается с верхнего ряда (слева направо), продолжается на боковых и заканчивается на нижнем: 1. Рождество святого Николая; 2. Крещение; 3. Исцеление сухорукой; 4. Приведение во учение; 5. Поставление в диаконы; 6. Поставление в иереи; 7. Поставление в епископы; 8. Явление царю Константину во сне; 9. Избавление трех мужей от казни; 10. Изгнание беса из кладезя; 11. Исцеление бесноватого; 12. Явление святителя Николая… (название дано на основе сохранившихся остатков надписи: «Св. Николай явися…»); 13. Спасение Димитрия со дна моря; 14. Возвращение Василия Агрикова сына родителям; 15. Преставление святителя Николая; 16. Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари.

Толкование храмового образа не однозначно. Основной, по-видимому, является идея покровительства, заступничества св. Николая Чудотворца за город, за храм. Это подчеркивается соотнесенностью со святыней Можайска и изображением Христа с Евангелием и Богородицы с омофором в руках в медальонах средника, которые напоминают о первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, где архиепископ предстал защитником веры.

В 1993–1995 годах икона «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием» была отреставрирована реставратором Третьяковской галереи А.С. Валюшком к открытию храма-музея в 1998 году. После удаления нескольких слоев записей открылась авторская живопись достаточно хорошей сохранности, древний образ вновь засиял яркими красками.

Н. Зараменская

[1] Соловьев Ф. Московская Николаевская в Толмачах церковь. М.,1870. Репринтное изд.: СПб.,1994. С. 29.

[2] Сидоренко Г.В. Документирую святыню. Изображения реликвий в позднесредневековой иконописи // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 610–611; Шалина И.А. Икона «Св. Николай Можайский в житии» середины XVI века из национального музея Стокгольма: художественные особенности и символические мотивы иконографии // Искусство христианского мира. М., 2005. Вып. 9. С. 166–183.

[3] Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезное чтение. М., 1872. С. 408–412.

[4] Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков». М., 1995. Т 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. С. 196–199.

[5] Козлова Ю.А. Икона «Никола Можайский с житием» из московской церкви Николы в Толмачах // Ярославский художественный музей. ХI научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2007. С. 59.

[6] Писцовые книги XVI века. СПб., 1872. Отделение 1. С. 616.



Поделиться: