Власть хрупкости. Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода.

Т.В. Игнатова (Котрелёва)

Дарю эту статью
к празднику Светлого Христова Воскресения
сыну Игнату:
яйцу, которое многому учит свою курицу.
 
«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое,
через него – всё волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком;
у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца.
С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем...».
И. Шмелев «Лето Господне»

Фаберже, Курлюков, Хлебников – имена мастеров, чьи ювелирные фирмы прославились в числе прочего роскошными пасхальными сувенирами. Их пасхальные подарки по сути своей являлись ларцами, футлярами, шкатулками, часами, рамками для портретных миниатюр, выполненными в форме яйца (илл. 1, 2).

Илл. 1Илл. 1Илл. 2Илл. 2

Эта утилитарность нисколько не умаляет их высочайших художественных достоинств. Но именно ее отсутствие выделяет из этого ряда не менее уникальные пасхальные сувениры – фарфоровые яйца Российской Порцелиновой мануфактуры.

Илл 3Илл 3Илл. 4Илл. 4

Илл. 3– фарфоровое яйцо. Россия. XIX век.

Илл. 4 – пасхальное фарфоровое яйцо с изображением Богоматери. ИФЗ. Конец XIX века.

 

Выполненные из тончайшего отечественного фарфора, полые внутри, хрупкие, как настоящая яичная скорлупка, покрытые изысканной миниатюрной живописью и позолотой, они не выполняли и не могли выполнять никакой иной функции, кроме как изумлять своей красотой. В них лишь красота - без налёта пользы, красота ради радости.
Илл. 5Илл. 5Илл. 6Илл. 6Илл. 7Илл. 7

 

Илл. 5 - коллекция из семи фарфоровых яиц. Россия. XIX век.

Илл. 6 – два фарфоровых яйца. Россия. XIX век.

Илл. 7 - два фарфоровых яйца. ИФЗ. XIX век.

Секрет изготовления «белого золота», хрупкого порцелина (так раньше называли фарфор), открыл талантливый русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов (1720 – 1758). Он получил образование в одном из самых прогрессивных учебных заведений того времени – Славяно-греко-латинской Академии. В числе 12 лучших учеников Дмитрий Виноградов был переведен в Санкт-Петербург и в числе трёх отличников (вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым и Густавом Райзером) отправился на продолжение обучения за границу, в Марбургский университет. В ноябре1744 года, после возвращения на Родину, Виноградов был зачислен на Порцелиновую мануфактуру.

Илл. 8 – рельефный портрет Д.И. ВиноградоваИлл. 8 – рельефный портрет Д.И. ВиноградоваРоссийская Порцелиновая мануфактура (позднее Императорский фарфоровый завод), основанная в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, стала первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Здесь, на мануфактуре, Виноградов был приставлен учеником к «мастеру фарфорового дела» Христофору Гункеру, который обладал неуживчивым характером и слишком мало знал для организации производства. За всё время пребывания в России, от приезда в 1744 до увольнения в 1748 году, он оставил «только полдюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены».

Уже при нём Виноградов начал свои исследования сырья, поиск состава фарфоровой массы. Он проводил опыты, целью которых было получение из обжига изделий неискривлённой формы, а также изобретение керамической краски для росписи фарфоровых изделий. Записи шифровались одному ему известным шрифтом - состав фарфоровой массы должен был храниться в секрете даже от его помощников. Желаемого результата ученый добился примерно в 1748 году. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создал он же, «отец» русского фарфора, - Дмитрий Иванович Виноградов - к Пасхе 1749 года, т.е. буквально через несколько месяцев после получения твердой порцелиновой массы. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: "Яйца точили и формовали”. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. В настоящее время известно всего три яйца, изготовленных в Елизаветинский, наиболее ранний, период деятельности фарфорового завода.

Отныне и вплоть до революции фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. К каждой Пасхе завод делал их для членов императорской фамилии “на раздачу” при христосовании. Фарфоровые яйца делались со сквозным отверстием, чтобы через него можно было пропустить ленту или шнур или установить их на специальной подставочке со штырьком. Позже в отверстие изредка укрепляли металлические колечки для лент. Такие яйца, как правило, подвешивались в красный угол, под иконы.

Илл. 9Илл. 9Илл. 10Илл. 10Илл. 11Илл. 11Илл. 12Илл. 12Илл. 13Илл. 13Илл. 14Илл. 14

 

 

Илл. 9 – голубое фарфоровое яйцо с цветочным орнаментом. Россия. XIX век.
Илл. 10 – розовое фарфоровое яйцо «Христос Воскресе!». Россия. XIX век.
Илл.11 – яйцо с изображением св. равноапостольной княгини Ольги. Надпись над миниатюрой: «Святая Царица Ольга». На ленте. ИФЗ. II половина XIX века.
Илл. 12 - яйцо на шнуре. ИФЗ. II половина XIX века.
Илл. 13 – яйцо с изображением св. Сергия Радонежского. На деревянной подставке. ИФЗ. Начало ХХ века.
Илл. 14 – розовое фарфоровое яйцо «Анютины глазки и незабудки» с металлическим колечком.

Лента, продетая в сквозное отверстие, обычно завязывалась бантом внизу и петлей вверху. Для завязывания лент нанимали «бантовщиц» - нуждающихся вдов и дочерей бывших работников Фарфоровой мануфактуры. Эта несложная работа оплачивалась весьма достойно и таким образом носила оттенок благотворительности.

Илл. 15Илл. 15

Илл. 16Илл. 16

Илл. 15 – голубое фарфоровое яйцо на коричневой ленте. Россия. XIX век.
Илл. 16 – фарфоровое яйцо «Анютины глазки». ИФЗ. Около 1900 года.

С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ) с поставленной перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. При Екатерине II активно дарились пасхальные яйца. На ИФЗ исполнялись фарфоровые корзины, внутри которых находились по две-три дюжины яиц. Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Конец ХVIII века – эпоха правления Екатерины II и Павла I - стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Тогда завод ежегодно представлял царскому двору около 200 уникальных эксклюзивных фарфоровых пасхальных яиц ручной работы.

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д. Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств.

В целом же в период правления Екатерины II, Павла I и Александра I производство фарфоровых пасхальных даров оставалось штучным, а их размеры и внешний вид, как правило, - относительно скромными по сравнению с более поздними произведениями. Примером может быть фарфоровое яйцо, датированное 1814 годом.

Илл. 17Илл. 17

Илл. 17 – фарфоровое яйцо. ИФЗ. 1814 год.

Илл. 18Илл. 18

Фарфор эпохи Николая I (1825-1855) отличался виртуозной живописью (илл. 18). На изделиях воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа, но и не только. Примером может быть фарфоровое яйцо ИФЗ с изображением св. Варвары, скопированным с полотна Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» (1512-1513 гг.).

Илл. 19Илл. 19

Илл. 20Илл. 20

Илл. 19 – Св. Варвара. Фрагмент картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

Илл. 20 – фарфоровое яйцо «Св. Варвара». ИФЗ. Середина - II половина XIX века.

Поражает точностью копирования и тонкостью личного письма миниатюра «Иосиф- обручник и младенец Иисус» на фарфоровом яйце 1860-1870 годов – копия одноименной картины Гвидо Рени 1620-х годов из собрания Эрмитажа.

Илл. 21Илл. 21

Илл. 22Илл. 22

Илл. 21- Гвидо Рени «Иосиф и младенец Иисус»1620-е годы.

Илл. 22 – яйцо ИФЗ с миниатюрной копией картины.

Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

Илл. 23Илл. 23

Илл. 24Илл. 24

Необходимо помнить, что живописец-миниатюрист, расписывавший яйцо, наносил рисунок не на плоскость, а на сложную объемную форму. Форма яйца соединила шар и конус; стороны его выпуклые, плавно и неравномерно скругленные. Но когда зритель смотрит на живописную миниатюру, изображение почти не искажается, т.е. создается впечатление, что картинка нанесена едва ли не на плоскость (особенно это очевидно в портретных миниатюрах со сложным ракурсом фигур). От живописца требовалось необычайное мастерство для создания этой иллюзии. Это видно на примере миниатюры «Святитель Димитрий Ростовский», выполненной на фарфоровом яйце ИФЗ второй половины XIX века: на сложной форме искривляется изображение нимба и жезла, но перспективное сокращение не искажает лик, фигуру и руки святого (илл. 23). Это же касается яйца с изображением неизвестного святителя (ИФЗ, около 1855 года) (илл. 24).

Илл. 25Илл. 25

Илл. 26Илл. 26

Илл. 25 – яйцо «Равноапостольная царица Елена». ИФЗ. II половина XIX века.

Илл. 26 – яйцо с парным детским портретом. ИФЗ. Около 1880 года.

Именно в царствование Николая I изготовление яиц из фарфора получило широкое распространение. Основные типы живописных композиций, характерные для фарфоровых яиц ИФЗ николаевского времени, весьма разнообразны: виды Санкт-Петербурга, романтические морские пейзажи, изображения церквей, церковных праздников и святых.

Выпуск таких украшенных миниатюрной сюжетной росписью яиц обычно не превышал 50-100 штук в год. Цена их была значительной – от 25 до 75 рублей, а в отдельных случаях и выше. Росписи выполнялись ведущими художниками завода и зачастую подписывались инициалами мастеров. Почти все такие яйца поступали в распоряжение императора, императрицы и великих князей и использовались ими «на раздачу» при христосовании с родственниками и ближайшими приближенными в пасхальные дни.

В сюжетах их росписей нашел отражение вкус Высочайших заказчиков и модные художественные тенденции тех лет. Эти предметы изготавливались специально для пасхальных подарков императорской семьи и могли быть лично вручены или отправлены по почте очень ограниченному кругу лиц. В этом их важное отличие от кабинетских подарков, которые фактически являлись разновидностью награды и чаще всего могли быть вручены за выслугу лет или на юбилей, а также от протокольных подарков, зачастую вручавшихся без личного участия государя.

Илл. 27Илл. 27

Илл. 27 – фарфоровое яйцо «Святитель Николай Чудотворец». ИФЗ. 1820-е годы. На фотоколлаже яйцо изображено на фоне сильно увеличенного рисунка оборотной стороны.

Одним из наиболее интересных можно считать пасхальное яйцо с изображением Святителя Николая Мирликийского с роскошно украшенной оборотной стороной. Подобный тип декорирования находит аналоги в росписи ваз 1820-х годов, что позволяет датировать исполнение этого предмета тем же временем.

Однако надо заметить, что с 1820-х годов фарфоровые яйца стали производить и частные фарфоровые заводы России. Это объясняется тем, что популярность фарфоровых яиц ИФЗ была невероятно велика, но изготовлялись они в ограниченном количестве и только для членов императорской семьи. Появление более демократичных аналогов, иногда весьма достойных по качеству, ставит перед экспертами задачу четкого различения продукции ИФЗ от произведений частных заводов, хотя мало кто из них мог приблизиться к уровню императорских миниатюристов.

Илл. 28Илл. 28Илл. 29Илл. 29Илл. 30Илл. 30Илл. 31Илл. 31

Илл. 32Илл. 32

Илл. 33Илл. 33Илл. 34Илл. 34

Прекрасными образцами миниатюрной пейзажной живописи на фарфоре ИФЗ служат яйца с видами на кронверк Петропавловской крепости и набережную в Петродворце. Первое расписано ведущим мастером Императорского завода Н.К. Корниловым. Художник разворачивает перед зрителем неповторимую панораму реки Невы со стороны Петропавловской крепости с видом на Зимний дворец и шпиль Адмиралтейства (илл. 28). На втором яйце изображена набережная в Петергофе у дворца «Монплезир» (илл. 29).

Тогда же, в 1840-1850-х годах, было создано яйцо с изображением памятника Петру I – «Медного всадника» - на Сенатской площади (илл. 30), яйцо с перспективным видом городской улочки (илл. 31) и яйцо с парусниками, датированное 1850-ми годами (илл. 32).

Еще одним шедевром можно назвать яйцо с изображением старейшей из сохранившихся в Европе русских церквей – церкви Александра Невского в Потсдаме (илл.33). Построенная по проекту архитектора В.П. Стасова и освященная в 1829 году в присутствии Николая I, она известна как один из самых ранних образцов русского стиля в европейской архитектуре (илл.34 – фото 2007 года). Вероятно, именно поездкой государя в Потсдам на ее освящение и обусловлено появление соответствующего сюжета в пасхальных росписях ИФЗ.

Илл. 35Илл. 35

Фарфор ИФЗ эпохи Николая I регулярно ставит рекорды стоимости и на российских, и на всемирных аукционах. В первую очередь это касается парных ваз. Так, например, в конце 2011 года на торги аукциона Christie’s была выставлена пара фарфоровых ваз 1835 и 1836 годов (высота: 137,2 см, включая постамент). Вазы украшены детально выписанными копиями работ голландского живописца Филипса Ваувермана (1619-1668), выполненными мастером Императорского фарфорового завода М. Корниловым (ум. 1852). Перед началом торгов стоимость пары ваз была определена в диапазоне 1,7–2,2 миллиона фунтов. (Илл. 35 – вазы)

Илл. 36Илл. 36

Для сравнения приведем отечественные данные конца 2011 года. Российский аукцион антиквариата «Русские сезоны», проходящий в Санкт-Петербурге, выставил на торги коллекцию из трех фарфоровых яиц ИФЗ середины - третьей четверти XIX века, т.е. непосредственно эпохи правления Николая I (илл. 36 – коллекция из трех яиц):

Илл. 37Илл. 37

Ил. 38Ил. 38Илл. 39Илл. 39

Илл. 40Илл. 40

1) Яйцо пасхальное «Св. равноапостольный император Константин Великий». Фарфор, роспись, золочение, цировка, ИФЗ, середина XIX в. Высота 10,5 см. (илл. 37);

2) Яйцо пасхальное «Св. Евангелист Лука». Фарфор, роспись, золочение, цировка, ИФЗ, 3-я четверть XIX в. Высота 10 см. (илл. 38, 39 – вид сбоку);

3) Яйцо пасхальное «Св. Евангелист Иоанн». Фарфор, роспись, золочение, цировка, ИФЗ, 3-я четверть XIX в. Высота 9 см. (илл. 40).

Предварительно перед началом торгов лот был оценен в 56.000 - 60.000 у.е.

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 1870-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. Даже появилась идея закрытия «бесполезного и убыточного» предприятия.

Илл. 41Илл. 41

Илл. 41 – голубое фарфоровое яйцо со стилизованным растительным орнаментом. ИЗФ. Эпохи Александра II.

Илл. 42Илл. 42

Илл. 43Илл. 43Илл. 44Илл. 44Илл. 45Илл. 45

 

 

Тем не менее при Александре II была создана очень редкая серия по литографическому альбому П.И. Балашова, посвященная поездке Их Императорских Величеств в Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь летом 1858 года. Альбом был издан в 1863 году и включал 28 литографий (илл. 42 – титульный лист). По мотивам литографий было исполнено около двадцати яиц. На сегодняшний день известно пять яиц этой серии, в их числе яйцо с изображением скита Св. Иоанна предтечи (илл. 43, 44 - оборот). Мы можем сравнить, как этот же пейзаж выглядит на литографии Балашова (илл. 45).

Илл. 46Илл. 46

При Александре III (1881-1894) на ИФЗ была создана одна из самых известных и высокохудожественных серий пасхальных яиц (илл. 46 – фото императора). В 1887 году по личной инициативе императора потомственному мастеру-иконописцу О.С. Чирикову была заказана серия рисунков в традиционном иконописном стиле. В работе также участвовал московский архитектор Л.С. Каминский, который в 1890 году разработал эскизы для орнаментальной росписи оборотных сторон фарфоровых яиц этой серии. Император лично утверждал эскизы и наблюдал за их исполнением. Яйца, изготовленные по этим образцам, считаются одними из лучших среди созданных на ИФЗ. Они были и самыми дорогими – их цена доходила до 75 рублей, а иногда и до 150. Количество подобных пасхальных даров, производившихся по заказам императорской семьи, было строго определено: император и императрица получали по 40-50 различных живописных яиц этой серии и еще некоторое количество расписанных по обычным образцам, великие князья – по 3, а великие княгини – по 2 к каждой Пасхе. Мастера ИФЗ с большим напряжением трудились весь год, чтобы выполнить этот заказ в срок. На изготовление одного такого яйца живописец тратил по 40 дней работы.

Илл. 47Илл. 47

Илл. 48Илл. 48Илл. 49Илл. 49

Илл. 50Илл. 50

Илл. 51Илл. 51Илл. 52Илл. 52

Илл. 47 – Богоявление Господне с собором Иоанна Предтечи.

Илл. 48 – Рождество Богородицы.

Илл. 49  – апостол Петр.

Илл. 50 – апостол Павел.

Илл. 51 – св. Алексий митрополит Московский.

Илл. 52 – св. князь Борис.

Илл. 53Илл. 53

При Александре III появляются фарфоровые яйца, украшенные вензелями императора и императрицы. Примером может быть белое яйцо с золотым вензелем императора в «русском» стиле: большая литера «Аз» в виде стилизованной «плетенки» пересекается с римской цифрой «III» и увенчана короной (илл. 53).

Илл. 54Илл. 54

Илл. 55Илл. 55Илл. 56Илл. 56Илл. 57Илл. 57

Пасхальные дары от императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, матери Николая II, (илл. 54 – фотография 1883 года) имели вензель в виде литеры «Фита» - «?». Оплетающая ее лента образует букву «М». Композиция также увенчана императорской короной (илл. 55, 56, 57).

Возможно, именно такой пасхальный подарок Мария Федоровна отправила своей матери, датской королеве Луизе, о чем написала ей в апреле 1887 года из Гатчины: «У нас сегодня еще только Страстной четверг, так что в этот раз мы не вместе с вами празднуем Пасху, а это так досадно для меня. Конечно, я тебе тотчас же пришлю фарфоровое яйцо, жалею только, что оно придет слишком поздно, так как их еще не принесли с фабрики».

Во время правления Александра III и в начале царствования Николая II (1894-1917) в год представлялось ко двору от 2500 до 5000 фарфоровых пасхальных яиц. Очевидно, что общее количество этих пасхальных подарков увеличивалось, но число яиц, украшенных миниатюрной сюжетной живописью, оставалось незначительным, что было обусловлено как их высокой стоимостью, так и ограниченным числом мастеров, способных исполнить столь сложный заказ. Все остальные пасхальные фарфоровые яйца расписывались цветочными орнаментами и императорскими вензелями.

Илл. 58Илл. 58

При Николае II фарфоровые яйца украшались вензелями не только императора и императрицы, но и великих князей, а также изображением государственного герба (илл. 58). Вензель Николая II: буква «Н», перекладина которой пересечена римской цифрой «II». Вензель Александры Федоровны – переплетенные литеры «Аз» и «Фита».

Илл. 59Илл. 59

Илл. 60Илл. 60Илл. 61Илл. 61

Илл. 62Илл. 62Илл. 63Илл. 63

Илл. 64Илл. 64

Илл. 59 – три фарфоровых яйца с императорскими вензелями.

Илл. 60 – фарфоровое яйцо с вензелем Николая II. ИФЗ. 1915.

Илл. 61 – яйцо с вензелем Александры Федоровны. ИФЗ. 1914-1917 гг.

Илл. 62 – фиолетовое фарфоровое яйцо с вензелем Александры Федоровны. ИФЗ. Около 1910 г.

Илл. 63 – фарфоровое яйцо на желтой ленте с вензелем Александры Федоровны и цветочной росписью.

Илл. 64 – фарфоровое яйцо на розовой ленте с вензелем Александры Федоровны и цветочной росписью на розовой ленте.

Как уже отмечалось, популярность фарфоровых яиц в дореволюционной России была невероятной. В то время как Императорский фарфоровый завод производил подобную продукцию исключительно для нужд Двора, частные фарфоровые производства и стекольные мануфактуры стремились насытить рынок более доступными аналогами. Однако их качество, безусловно, сильно уступало императорским. С ростом количества заказов на эти предметы для нужд Двора изготовление части наиболее простых из вензелевых и цветочных яиц стали перепоручать частным заводам.

24 марта 1896 года Николай II в своем дневнике отмечает: «В II ? час. Началось христосование со всеми людьми в Малахитовой: почти 500 человек получили яйца».

Илл. 65Илл. 65

В 1896 году, в начале царствования Николая II, состоялось освящение Владимирского собора в Киеве, росписи которого создавались ведущими художниками своего времени: Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Василием Котарбинским, Павлом Сведомским (илл 65 – Владимирский собор фото 2011 года). Его росписи стали источником вдохновения как для мастеров ИФЗ, создавших по их мотивам серию яиц в 1890-1900-х годах, так и для частных фарфоровых заводов.

Илл. 66Илл. 66

Илл. 67Илл. 67Илл. 68Илл. 68Илл. 69Илл. 69

Илл. 70Илл. 70

Илл. 71Илл. 71Илл. 72Илл. 72

Например, образ Евангелиста Иоанна на фарфоровом яйце ИФЗ (илл. 66) точно воспроизводит композицию Виктора Михайловича Васнецова с северо-восточного паруса центрального купола Владимирского собора (илл. 67). Лиричный образ равноапостольной княгини Ольги, созданный Михаилом Васильевичем Нестеровым, воспроизведен на яйце ИФЗ около 1890 года (илл. 68 – эскиз 1892 года; 69 – фрагмент росписи собора; 70 – яйцо ИФЗ).

В стиле русского модерна выполнено яйцо ИФЗ конца XIX века с Серафимом, молитвенно сложившим руки (илл 71). Миниатюра создана по мотивам росписи Васнецова во Владимирском соборе. Росписи собора проходили более 10 лет под руководством профессора Адриана Прахова. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Васнецов выполнил оригинальный детский портрет, изобразив дочь Прахова в образе изумленного серафима (илл. 72).

В 1903 году был канонизирован Серафим Саровский. Это знаменательное событие тоже нашло отражение в миниатюрных росписях пасхальных яиц. Преподобный Серафим скончался в 1833 году. Вскоре после кончины старца появилась монастырская традиция раздавать паломникам его изображения на кусочках моленного камня, поскольку самым известным духовным подвигом преподобного было столпничество: 1000-дневное моление на камне.

Илл. 73Илл. 73

Илл. 73 – паломническая реликвия: камень с изображением молящегося Серафима Саровского. Камень, грунт, масло. Конец XIX века. Саров-Дивеево (?).

Подготовка к канонизации началась с 1890-х годов, когда стали записывать чудеса, совершавшиеся по молитвам преподобному. Постановлением Св. Синода от 29 января 1903 года было определено: «благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых».

Илл. 74Илл. 74

Серия фарфоровых яиц ИФЗ с его изображением относится к 1903 - 1905 годам (илл. 74). Серафим Саровский изображен молящимся на камне с воздетыми руками – это одна из ранних иконографий этого святого в образе подвижника-столпника.

Илл. 75Илл. 75

Илл. 76Илл. 76

Последней, выполненной на ИФЗ в 1913-1916 годы, стала серия фарфоровых яиц с видами русских церквей (илл. 75), которая особенно нравилась императрице Александре Федоровне. Сохранились фотографии большого киота в спальне Николая II и Александры Федоровны в Зимнем дворце. К нему подвешены около двух десятков живописных фарфоровых яиц. Вполне вероятно, что яйца из этой серии украшали один из киотов в покоях императрицы. Несколькими десятками пасхальных яиц были украшены киоты в спальне цесаревича Алексея в Александровском дворце Царского села (илл. 76).

Что касается роста производства фарфоровых яиц, то в начале ХХ века на ИФЗ производили уже 3308 штук в год. Над ними трудились примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года Императорский фарфоровый завод выпустил 3991 фарфоровое яйцо. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, которые создавали мастера-самоучки и народные умельцы.

В последнюю Пасху военного, 1916 года, заводом было представлено ко двору 15365 пасхальных яиц. Это самое большое число за всю историю Императорского фарфорового завода. Большая часть этих яиц была предназначена для раздачи и христосования с низшими офицерскими чинами. Во время первой мировой войны сами великие княгини развозили на фронт и по госпиталям сотни и тысячи фарфоровых яиц (так называемые фронтовые, лазаретные яйца, или «красный крест»).

Илл. 77Илл. 77

Илл. 78Илл. 78

Илл. 79Илл. 79

Илл. 77 – фарфоровое яйцо с гербом.  ИФЗ. Около 1900 года.

Илл. 78  - фарфоровое яйцо с гербом.  ИФЗ. Начало ХХ века.

Илл. 79  - фарфоровое яйцо с гербом.  ИФЗ. 1916-1917.

Для этой цели предназначались яйца с изображением Российского герба, они часто имели Георгиевскую ленту, а иногда изображение знака Ордена св. Георгия. В 1915-1916 годах в качестве фронтовых и лазаретных использовались также яйца с вензелем императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия.

В 1917 году, 1-го апреля, в субботу, Николай Александрович Романов, уже гражданин Свободной России, а не император, отмечает в своем дневнике: «Поспал до обеда. Одарили друг друга яичками и фотографиями». На следующий день, 2 апреля, Светлое Христовое Воскресенье: «Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфоровые яйца, оставшиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек»…

Кратко рассказав историю фарфорового пасхального яйца и вспомнив при этом почти всю династию Романовых, невольно задумаешься, выражаясь словами Е.Евтушенко, о «хрупкости власти, в сравненьи с властью этой хрупкости».

Литература:

Бубчикова М. Русское простосердечное подношение // Декоративное искусство. 1991. № 12 (409); Зеленина Я.Э. От портрета к иконе: очерки русской иконографии XVIII – начала ХХ века. М., 2009; Императорский подарок // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 4 (95). С. 28-32; Преподобный Серафим Саровский. К 100-летию канонизации. К 250-летию со дня рождения. Выставка 25 декабря 2003-15 февраля 2004. ЦМиАР. Путеводитель. М., 2004; Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. Саров, 2002; Тысяча лет русского паломничества. Каталог выставки. 24 ноября 2009 – 28 февраля 2010. ГИМ. М., 2009.

Интернет-источники:

«Императорский фарфоровый завод». Официальный сайт

Сайт «Artinvestment.ru – инвестиции в искусство»

Сайт антикварного салона «Русские сезоны»

 



Поделиться: