В субботу 28 марта 2015 года в храме Святителя Николая в Толмачах во время богослужения прозвучало «Всенощное бдение» на музыку Сергея Васильевича Рахманинова

Знаменитое произведение было исполнено Московским Синодальным хором под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова и посвящено дню смерти композитора. В основу «Всенощной» Рахманиновым положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах, — знаменный, греческий, киевский, а также собственные музыкальные темы композитора, стилистически единые с древними распевами.

Андрей Николаевич Мясоедов — профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, музыковед, прихожанин храма, рассказал о восприятии «Всенощного бдения» С. Рахманинова:
— Отношение к этому произведению очень разное. Оно сложное для обиходного восприятия. Однажды пришел мой коллега, тоже профессор, и сказал, что это же целая симфония! Как под нее можно молиться? Я ему ответил — конечно, можно! Местами громко, местами непохоже. А как же: «хвалите Его на струнах и органах»? На чем можете, на том и хвалите! Я совершенно убежден: это произведение написал не Рахманинов, а сам Господь Бог! Это гениальная церковная музыка!

Своими впечатлениями поделились прихожане нашего храма:

Татьяна Тарасевич-Николаева, преподаватель Московской консерватории, концертмейстер:
— Я осознала величие Сергея Васильевича Рахманинова совсем недавно — несколько лет назад. Великую музыку, как, например, произведения Пушкина, Баха или Шекспира, в разные годы воспринимаешь по-разному. В этом смысле музыка Рахманинова — доступная каждому и в то же время серьезная музыка, глубину которой постигаешь только с годами. Его «Всенощное бдение» — пример такой поразительной, возвышенно-одухотворенной, одним словом — гениальной музыки. При всей ее кажущейся доступности и простоте в ней столько подводных, глубинных духовных слоев, что композитора по праву можно назвать духовидцем.

Елена Ужва, преподаватель гимназии:
— Я пришла в храм Свт. Николая в Толмачах благодаря музыке, конкретно — благодаря Сергею Васильевичу Рахманинову и его «Всенощному бдению». Пятнадцать лет назад мы с подругой увидели объявление о том, что в храме будет исполняться «Всенощное бдение», пришли послушать — и остались в этом храме навсегда. Я долго искала свой храм и благодаря Сергею Васильевичу нашла его. С тех пор ежегодно присутствую в храме на исполнении этого великого произведения. Исполнение «Всенощной» нашим изумительным хором под мастерским руководством Алексея Александровича Пузакова восприняла как большое вспоможение нам, грешным, на пути нашей жизни и наших молитв.

Татьяна Кравцова, преподаватель русского языка:
— «Всенощное бдение» Рахманинова — одно из тех произведений, исполнения которых мы с волнением ждем каждый год. И лично для меня каждый раз это великое событие. Я о значении музыки великого композитора, даже поспорила с подругой. Для нее, например, чем проще служба, тем она молитвеннее. Я не могу с ней согласиться: «Всенощное бдение» Рахманинова не дает мне этого сделать. Для меня чем профессиональнее, изысканней музыкальное сопровождение службы, тем более молитвенным настроением переполняется моя душа.

Ирина Бычкова:
— «Всенощное бдение» Рахманинова знаю и люблю давно. С этим произведением связан тот факт, что я лет пятнадцать назад впервые попала в храм Святителя Николая и осталась здесь, надеюсь, навсегда. Помню те годы. Тогда я в  каком-то московском концертном зале услышала «Всенощную» в исполнении коллектива под руководством Алексея Пузакова. А когда через несколько дней впервые пришла в храм, — о чудо! — увидела, что Алексей Пузаков дирижирует местным хором! А исполнял хор как раз «Всенощное бдение»! С тех пор ежегодно слушаю это великое произведение в нашем храме.



Поделиться: