…Не простое, а золотое!..

Несколько слов о самом популярном пасхальном подарке

Подарок для Тиберия.

По преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре после вознесения Христа Мария Магдалина явилась для евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные люди приносили драгоценности, а бедные - то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. В этот момент яйцо стало из белого ярко-красным. Так крашеные яйца стали символом Воскресения Иисуса. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

Илл. 1Илл. 1

Илл. 2Илл. 2

Одна из самых известных картин, изображающих этот сюжет (илл. 1), находится в Иерусалиме, в храме св. Марии Магдалины (илл. 2), расположенном у подножия Елеонской горы, в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы. Этот дивный храм был построен на средства Российской Императорской семьи в память об императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II, матери императора Александра III и Великих Князей Сергия и Павла. Она упокоилась в 1880 году. А закладка храма состоялась в 1885 году.

Илл. 3Илл. 3

Илл. 4Илл. 4

Картина «Мария Магдалина перед Тиберием» является главной храмовой композицией, она расположена над низким одноярусным иконостасом и занимает почти всю восточную стену, отделяющую пространство храма от алтаря (илл.3, 4 – картина в интерьере храма). Интересно, что различные исследователи приписывают авторство этого огромного полотна как Сергею Васильевичу Иванову (1864-1910), так и Василию Васильевичу Верещагину (1842-1904).
Напоминания об этом сюжете есть и в поздней иконописи, где св. Мария Магдалина иногда изображается не только с традиционным сосудом благоухающих масел (как жена-мироносица), но и с красным яйцом – подарком Тиберию и символом Воскресения Христова.

Илл. 5Илл. 5

Илл. 6Илл. 6

Так ее изобразил в конце XIX века Виктор Михайлович Васнецов, когда расписывал Владимирский собор в Киеве (илл. 5 - св. Мария Магдалина. В.М. Васнецов. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1896 г.). Так она изображена на иконе неизвестного мастера (илл. 6 – Мария Магдалина. Икона. Начало ХХ века (?)).

Символика пасхального яйца

Почему же именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? Еще в глубокой древности яйцу приписывалось особое символическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамора, глины и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусиные, куриные яйца, иногда даже раскрашенные.
Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. Как из яйца рождается жизнь, которая была скрыта в нем, так из гроба восстал Сын Божий, и некогда умершие восстанут в жизнь вечную.

Илл. 7Илл. 7

Пьеро делла Франческа в алтаре Монтефельтро (1472-1474 годы, Милан, пинакотека Брера) над Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса (илл. 7). Здесь оно и служит дополнительным символом чудесного рождения Богочеловека Иисуса, и указывает на Его последующее Воскресение, и даже символизирует мир, который покоится на христианской вере.

Первые крашеные Пасхальные яйца.

Илл. 8Илл. 8

Илл. 8 – антикварная пасхальная открытка с веточками вербы.
Первое письменное свидетельство о крашеных на Святую Пасху яйцах мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!" По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен мог подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ел красного яйца, ибо таковой противился апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.

«Русское простосердечное приношенье»

Илл. 9Илл. 9

Илл. 10Илл. 10

Илл. 11Илл. 11

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Вероятно, с тех пор красным яичком встречают Светлое Христово Воскресение и богач, и бедняк. Некоторые исследователи относят распространение этого обычая на Руси к XIV столетию.
Илл.9 – Б.М. Кустодиев «Пасхальный обряд. Христосование». 1916 г. Бумага на картоне, темпера. Астраханская государственная картинная галерея.
Илл.10 – антикварная пасхальная открытка «Крестьянка»
Илл.11- М.А. Мохов «Пасха». 1842 г.
«"Дорого яичко ко Христову дню!" - говорит народная пословица, относящаяся ко всякой услуге, оказанной вовремя. Но к Пасхе оно и в самом деле дорого: без него не разговляется даже ни один нищий; без красного яичка не похристосуешься, без него и праздник – не в праздник выйдет!» - так писал русский поэт и журналист Аполлон Аполлонович Коринфский (1868-1937), автор историко-этнографических очерков, вошедших позднее в книгу «Народная Русь» (1901). «Деревенская молодежь вместе с малыми ребятами заводит на Святой неделе свои игры-забавы. Скрипят день-деньской качели у околицы: качаются парни с девчатами, качается и детвора шумливая. Посреди улицы, на лужайке, катанье яиц идет, в котором принимают участие и старый, и малый».

Илл. 12Илл. 12Илл. 13Илл. 13

Илл. 12 – Н.А. Кошелев. «Дети, катающие пасхальные яйца». 1855 г. Холст, масло. ГРМ.
Известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных яиц – по земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли.
Как этнограф А.А. Коринфский собрал интересные народные приметы, поверия и пословицы, связанные с главным пасхальным подарком – крашеным яйцом: «Первое яйцо, полученное в Христов день, по народному поверью, никогда не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга пасхальным приветствием от чистого сердца (Илл. 13 – антикварная пасхальная открытка «Христосование»). Поэтому многие хранят его на божнице в течение целого года – до новой Пасхи. Катают яйца только на Святой. Хотя не только тогда можно услышать в деревне крылатое словцо об этом прообразе Воскресения Христова, но в ту пору как-то невольно чаще вылетает оно из уст пахаря. «Дал дураку яичко – что покатил, то и разбил!» - говорят тогда о неловком увальне-человеке. «Наш Фадей каравай хлеба с одним яйцом съест», - приговаривает деревня про накидывающихся на розговенье прожорливых едоков. «Дай ему яичко, да еще и облупленное», - посмеиваются над любопытными не в меру. «Хоть черненька курица, да на белых яичках сидит», - замечают краснословы о суровых на вид людях с добрым сердцем».

Илл. 14Илл. 14

Илл. 14 – антикварная пасхальная открытка с веточками ольхи.
Действительно, со времен Тиберия окрашенное куриное яйцо стало самым простым и недорогим, но очень символичным, а потому и самым традиционным подарком. Константин Икономид, автор книги "О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи", изданной в Санкт-Петербурге в 1826 году и посвященной символике пасхального яйца, пишет и о земной, чисто человеческой сущности обряда, называя яйцо "простосердечным приношением", объясняя, что обряд "показывает христианское простосердечие и служит знаком всеобщей христианской радости".

...Скорлупы всё золотые...

Бедняки поздравляли друг друга яичком-крашенкой, богатые же обменивались на Пасху подарками в форме яиц, выполненных из различных, подчас весьма дорогих, материалов: серебра и золота, дерева и кости, стекла и фарфора, бронзы и папье-маше.

Илл. 15Илл. 15Илл. 16Илл. 16

Илл. 15– фото с 3 яйцами в разной технике. Вот как описал А.А. Коринфский раздачу царёвых подарков, происходившую в саму пасхальную ночь: «По заранее составленному и утвержденному списку подходили бояре и все молившиеся в соборе ближние люди государевы к его царскому высокому месту и творили целование руки царевой. «Христос воскресе!» - приветствовали они государя. «Воистину воскресе!» - отзывались им уста «Солнышка Земли Русской». Христосуясь, раздавал царь всем яйца – гусиные, куриные и деревянные-точеные. При раздаче их находился особый «приносчик» - стольник из ближних людей и десятеро «жильцов-подносчиков». Яйца, приготовлявшиеся заблаговременно токарями, иконописцами и травщиками Оружейной палаты, а также иноками Троице-Сергиева монастыря, были красные, богато и искусно изукрашенные по золоту яркой росписью или «цветными травами, а в травах птицы и звери и люди». Подносчики держали их обок с государем в деревянных, обитых серебряною золоченой басмою и бархатом блюдах».

Илл. 16 – антикварная пасхальная открытка «2 яйца в неорусском стиле»
Известно, что в 1664 году травщик (то есть художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту "цветными красками разными добрыми травными образцы". Ученик известного иконописца Сергея Рожкова Иван Петров Маскжов расписывал точеные яйца по двойному золоту. Царский иконописец армянин Богдан Салтанов в 1675 году поднес Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: "Три блюда - на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом - семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем - семь курячьих, золоченых сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками". В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали "разными цветными красками" деревянные точеные яйца, сделанные "против курячьих, утиных и голубиных". В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора Зубова: Иван и Алексей. Последний - будущий основоположник русской исторической гравюры.

Илл. 17Илл. 17

Илл. 18Илл. 18

Илл. 17- антикварная пасхальная открытка «С приятной Пасхой»
В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. На рубеже XIX – XX столетий изготовление пасхальных яиц стало целой отраслью русской художественной промышленности.
Вершиной жанра, несомненно, являются произведения фирмы Карла Фаберже. Начало пасхальной теме в творчестве фирмы Фаберже положил Александр III. В собрании музеев Московского кремля хранится яйцо с моделью крейсера «Память Азова», предназначенное в подарок императрице Марии Федоровне. Илл. 18 – яйцо «Память Азова». Россия, Санкт-Петербург. 1891 г. Фирма К.Фаберже. Мастер: Перхин Михаил. Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы огранки роза, рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат, н/д металл. Литье, гравировка, резьба, чеканка, монтировка.
Длина яйца 9,3 см. Диаметр яйца 7,0 см.
Это ювелирное произведение посвящено путешествию на Восток царских сыновей – наследника цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) и великого князя Георгия Александровича. Путешествие проходило по суше и морю, через Сибирь, Дальний Восток, Индию, Китай, Японию и продолжалось девять с половиной месяцев. По морю путешественники плыли на крейсере императорского флота «Память Азова». Этот полуброненосный корабль был назван в честь славного русского боевого корабля «Азов», первого в отечественной истории награжденного кормовым Георгиевским флагом за участие в Наваринском сражении 1827 года. Поэтому сюрпризом яйца является миниатюрная копия корабля из золота и платины, помещенная на пластине цвета морской воды из аквамарина. Аквамариновая пластина оправлена золотом и имеет петельку, за которую и вынимается из гелиотропового яйца-футляра.

Илл. 19Илл. 19

Самый поэтичный пасхальный сюрприз в стиле ар-нуво был сделан по заказу Николая II в подарок императрице Александре Федоровне в 1902 году (Илл. 19 – Россия, Санкт-Петербург. 1902 г. Фирма К.Фаберже. Мастер: Перхин Михаил. Золото, платина, бриллиант, рубин. Скань, эмаль, чеканка. Высота 9,8 см. Ширина 6,6 см.). Яйцо соткано из тончайших золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены мелкими алмазными розами и заполнены прозрачной, светящейся, как витраж, оконной эмалью. Между нежными мерцающими лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви. Тончайшая ажурная подставка яйца выполнена в виде плавно изогнутых стеблей с листьями клевера из цветного, слегка зеленоватого золота. Сюрприз яйца был утерян в годы революции, но документальные источники указывают на то, что внутри находился большой четырехлистник клевера. Его лепестки были вымощены 23-мя большими бриллиантами и алмазами огранки "роза" и украшены четырьмя миниатюрами, по всей вероятности, царских дочерей. Четырехлистник клевера, очень редко встречающийся в природе, издавна считался эмблемой удачи. Таким образом, этот изысканный пасхальный подарок символизировал исполнение давней юношеской мечты императора - счастливый союз с женой, любовь и семью.
Для более широких слоев населения пасхальные подарки создавали виртуозы-серебряники фирм Ореста Курлюкова, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова. Указанные фирмы в основном делали высокохудожественные изделия из серебра с цветными эмалями по скани, живописной эмалью и украшениями из самоцветов в «русском» или «неорусском» стиле. Их владельцы нередко привлекали к сотрудничеству мастеров, выполнявших заказы Фаберже. (Илл. 20-28):

Илл. 20Илл. 20

Илл. 21Илл. 21

Илл. 22Илл. 22

Илл. 23Илл. 23

Илл. 24Илл. 24

Илл. 25Илл. 25

Илл. 26Илл. 26

Илл. 27Илл. 27

Илл. 28Илл. 28

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, - расписывали и пасхальные яйца. (илл. 29 - 39):

Илл. 29Илл. 29

Илл. 30Илл. 30

Илл. 31Илл. 31

Илл. 32Илл. 32

Илл. 33Илл. 33

Илл. 34Илл. 34

Илл. 35Илл. 35

Илл. 36Илл. 36

Илл. 37Илл. 37

Илл. 38Илл. 38

Илл. 39Илл. 39

Но из всех «царственных» пасхальных подарков одним из самых трогательных можно признать совершенно «недрагоценное» пасхальное яйцо с фигурками солдат в формах лейб-гвардии Московского и Финляндского полков, предназначенное цесаревичу Алексею. Подарок представляет собой футляр в форме яйца, в каждую из половинок которого вкладывается фигурка солдатика и прикрепляется застежкой. По сравнению с вычурными в своей роскоши изделиями Фаберже и утонченно эстетскими пасхальными яйцами Императорского фарфорового завода эта игрушка кажется настоящим «простосердечным подношением».

Илл. 40Илл. 40

Илл. 40 - Пасхальное яйцо с фигурками солдат 1911 г. Россия. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования. Сергиев Посад.

 

Источники:
Бубчикова М. Русское простосердечное подношение // Декоративное искусство. 1991. № 12 (409); Гефсиманская обитель. Иерусалим, 2007; Греков А. Игрушки царских детей // Русское искусство. 2006. № 3; Зуйкова Т., Пивоваров А. Русский стиль Ореста Курлюкова // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 1-2 (24); Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1994. Официальный сайт Музеев Московского Кремля: www.kreml.ru/ru



Поделиться: