Когда мы идем в храм. Правила поведения в храме Божьем.

Об одежде и внешнем виде посещающих храм.

Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим. Человек, кото-рый внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания.
Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.
Невоцерквленным людям и новоначальным, которые негативно относятся к традиции хождения женщин в храм в платье, юбке, а не в брюках, следует, прежде всего, помнить о том, что своим внешним видом они могут смущать и отвлекать от молитвы других прихожан. Поэтому носить юбки в храм, особенно приступая к Таинствам, следует хотя бы из уважения к окружающим.

Воцерквленным женщинам необходимо задуматься о том, чтобы носить юбки не только в храме, но и повседневной жизни. Нельзя быть христианкой только в храме, а выйдя из храма перестать ей быть. Вот как об этом писал святитель Иоанн Златоуст:
"Но я неудомеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение... Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди ко-торого вращаются".

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появ-ляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.
На воскресные и праздничные службы следует одеваться празднично. Литур-гия - это праздник, и в России был обычай на воскресную службу в храм оде-вать самое лучшее, красивое, нарядное. А сегодня часто приходят в храм в спортивной и даже пляжной одежде.
Чтобы не смущать никого своим внешним видом необходимо выбирать золо-тую середину: по возможности одеваться и не слишком бедно, и не слишком богато, а так, чтобы не бросаться в глаза ни нищетой, ни роскошью. При этом одежда вполне может быть красивой и современной, но при этом соответ-ствующей определенным ограничениям и приличиям.

Общие рекомендации к одежде православных женщин.

● Одежда должна быть целомудренной, чтобы не соблазнять своим внешним ви-дом других, а также помогать сохранять стыдливость и внутреннюю чистоту.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. (Евангелие от Луки, гл. 17)
Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется… (Послание к Римлянам, Глава 14)

То, что считается нормальным и модным, не всегда приемлемо для православной христианки, и при подборе одежды необходимо, руководствуясь здравым смыслом, выбирать несоблазняющую и целомудренную одежду.

Итак желаю, …чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомуд-рием, украшали себя … добрыми делами. (1 Послание Тимофею, гл. 2)
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:… чтобы старицы также одевались прилично святым…, вразумляли молодых любить мужей, любить де-тей, быть целомудренными, чистыми…(Послание к Титу, Гл. 2)
Для сохранения внутреннего мира прежде всего держи в порядке свои внешние чув-ства и бегай вольности во внешнем поведении… ибо по свидетельству отцов, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего (Невидимая Брань, прп. Никодим Святогорец, Гл.15)

● Одежда должна быть соответствующей полу, чтобы способствовать сохране-нию лучших женских качеств и выполнению роли женщины в семье и обществе.

Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную...посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного. (VI Вселенский Собор, прав. 62)

Одной из глобальных тенденций моды в целом является стирание различий между полами, эмансипация женщин и феминизация («оженствление») мужчин. Например, среди женщин мода носить брюки появилась относительно недавно, около 40 лет назад, это признак настоящего времени. Женщины, одеваясь в мужскую одежду, порой невольно принимают не лучшие качества сильного пола: развязность в поведении, резкость, грубость и т.п., что в конечном счете ведет к нарушению баланса как в личной, так и в общественной жизни.
● Одежда должна быть соответствующей достоинству владельца (возрасту, общественному положению и т.д.) и отвечающей принятым правилам и традициям, чтобы по возможности никого не смутить своим внешним видом. Например:

Блаженный Иероним Стридонский считал ненужным совсем отказывать в удовлетворении естественной склонности к украшениям даже лицам, обрекающим себя на девство. Блаженная Матрона Московская не разрешала своим духовным дочерям выделяться одеждой и одеваться как монахини. Святитель Игнатий Брянчанинов делал замечания девушкам о старомодном фасоне их одежды.

О поведении в храме.

Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут до начала богослуже-ния. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.
Перед тем как войти в храм и войдя в него, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:
● Боже, милостив Буди мне, грешному. - Поклон.
● Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Поклон.
● Создавый мя Господи, прости мя. Поклон.
Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед Господом, кото-рое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых. Бойтесь вольно или неволь-но оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме. Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ве-дение разговоров.

Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти заняв-ших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Не раздражайтесь и никого не одергивайте, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так (если, конечно, не совершается явное кощунство).
Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для молитвы и участия в Таинствах. Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Подходить к Чаше во время Причащения полагается сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам и взрослым детям. Эта же последовательность должна быть со-блюдаема и на елеопомазании, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту.

Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя. Сидеть допустимо по немощи и болезни, чтобы, как сказал святитель Филарет (Дроздов): "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах". Не недопустимо сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Во время чтения Евангелия, Евхаристического канона и других особо важных местах Литургии нужно стоять.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не до-пускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Если ребенок пла-чет и не может успокоиться, то лучше выйти с ним из храма.

Нельзя входить в храм с животными и птицами. Согласно 99 правилу Шестого Вселенского собора в храм запрещено приносить мясо. Если Вы хотите принести продукты в дар священнику, то лучше передать их вне храма.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону Престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. Приветствовать друг друга принято поклоном.

Во время открытия Царских врат надо поклониться. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение. Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует ухо-дить из храма, разве что по действительно важной причине.

Правила церковного этикета.

При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение. При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».
При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

 

Посетите также наш сайт «Православные листовки» и распе-чатайте нужную листовку сами: www.pravoslavnielistovki.com



Поделиться:
 

Церковь и культура

В ноябре 2015 года в Кремле начались масштабные разрушительные процессы — демонтаж 14-го корпуса. Кому снос, а кому —...
Рады поделиться с Вами интересным событием, в котором православная соц.сеть «Елицы» выступает информационным партнером. В мае 2016 года в культурной...
Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбовской Божьей Матери. «Картина ужасного разрушения» За восемь с лишним веков она претерпела немало...
Тбилиси. 14 марта. ИНТЕРФАКС — Во время проводимых в Кварели (грузинский регион Кахети) на территории базилики V века раскопок археологи...
Москва. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Московско-Курская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невозвращения в Россию 16 икон, отправленных частным...
Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС — Колокольню и дом прихода в марте введут в эксплуатацию на территории церкви Космы и Дамиана...
Великий Новгород. 2 марта. ИНТЕРФАКС — Новгородские реставраторы восстановили из сотен фрагментов разрушенную фреску Богородицы XV века из Софийского кафедрального...
Смоленск. 29 января. ИНТЕРФАКС — Выставка «Сальвадор Дали. Священное Писание» открылась в пятницу в смоленском культурно-выставочном центре имени Тенишевых. «За иллюстрирование...
Москва. 22 января. ИНТЕРФАКС — Предметы, принадлежавшие Владимиру Высоцкому, из коллекции Марины Влади будут переданы музею «Дом Высоцкого на Таганке»...
МОСКВА, 18 ноября — РИА Новости. Археологические изыскания будут проводиться на месте 14-го корпуса московского Кремля, археологические древности станут доступными...